Neue Zürcher Zeitung | 13 ноября 2001 г.
Шеварднадзе в щекотливом положении
A. R.
Грузия пока остается без правительства ? к неудовольствию Москвы
После отставки правительства Грузия оказалась в политическом кризисе. Однако поиск кандидатур для нового правительства ? это не единственная проблема главы государства Шеварднадзе. Помимо прочего, осложнились отношения с соседней Россией. Своими неумными высказываниями Шеварднадзе недавно снова подлил масла в огонь.
Еще с тех пор, когда Эдуард Шеварднадзе занимал в Советском Союзе пост министра иностранных дел, он действует на многих русских, словно красная тряпка на быка. В излишних уступках Западу в период перестройки в восьмидесятые годы и в измене государственным интересам его упрекают не только закостенелые националисты. С тех пор, как он возглавил Грузию, свою родину, его также часто упрекают в антироссийской политике. Однако даже его критики в Москве были озадаченны, когда Шеварднадзе в своем интервью, данном им на прошлой неделе, откровенно заявил, что предводитель чеченских мятежников Руслан Гелаев нашел прибежище в Грузии. Шеварднадзе подтвердил предположения об участии формирований Гелаева в недавних боях в мятежной грузинской республике Абхазии.
Против мятежников не предпринимается ничего
Из Панкисского ущелья, что находится на грузинской территории южнее основного Кавказского хребта, и где, спасаясь от войны в родных местах, нашли убежище тысячи чеченцев, Гелаев со своими соратниками двинулся в западном направлении и попытался через перевалы попасть на российский Северный Кавказ. Когда российские войска воспрепятствовали этим планам, он пошел в сторону Абхазии. Но там он столкнулся с вооруженным сопротивлением абхазских сепаратистов. После этого, как утверждает Шеварднадзе, группа мятежников снова вернулась в Панкисское ущелье. Тем самым, завеса над тайной вокруг нежданных сражений в Кодорском ущелье Абхазии, в ходе которых был сбит вертолет с четырьмя наблюдателями ООН на борту, кажется, частично приоткрылась.
Еще более вызывающим, чем описанная выше картина, был крайне спокойный отзыв Шеварднадзе о Гелаеве - мол, нет никаких доказательств, будто этот человек является террористом, как то утверждает Россия; местные жители говорят о нем, как о нормально думающем и образованном человеке, сообщил глава государства. То, что иностранные мятежники могут по своему усмотрению передвигаться по грузинской территории и использовать ее как плацдарм для нападения на соседнюю страну, Шеварднадзе не показалось поводом для беспокойства и самокритики.
Своими высказываниями грузинский президент необоснованно провоцировал российскую сторону ? и это в тот момент, когда из-за отставки правительства его собственное положение внутри страны сильно пошатнулось. Тем не менее, история вокруг приключений Гелаева в Абхазии говорит о том, что современный политический кризис в Тбилиси многогранен. Во-первых, речь идет о борьбе за власть в столице между политическими кланами, которые сражаются меж собой за контроль над доходными ведомствами и другими теплыми местечками, а также за хорошую стартовую позицию после ухода Шеварднадзе. Во-вторых, не прекращающиеся с начала ноября демонстрации обнаружили недовольство населения продажным и неэффективным режимом в Тбилиси. В-третьих, недавние события напомнили о том, что центральное грузинское правительство в отдаленных районах страны не имеет никакой или лишь ограниченную власть ? начиная с таких сепаратистских регионов, как Абхазия и Южная Осетия и кончая Аджарией и некоторыми горными областями на севере (Сванетия и Кахетия в Панкисском ущелье).
И, в-четвертых, ухудшились отношения с соседней Россией. Крайнее недовольство в последнее время вызывали не только похождения Гелаева, но и спор о выводе российских войск с бывшей советской военной базы в Гудауте, а также судьба российских миротворцев. Последние после окончания гражданской войны в 1994 году служат буфером между грузинскими и абхазскими вооруженными силами. Парламент проголосовал в октябре за вывод российского контингента и его замену международными подразделениями. Одновременно трезвомыслящие политики в Тбилиси убеждены в том, что Грузия не сможет решить большинство своих проблем без тесных связей с Россией.
Женщина во главе парламента
Грузинское руководство ставит себя тем самым перед многочисленными проблемами. Самая насущная ? это поиск новых кадров после того, как Шеварднадзе в начале ноября отправил в отставку правительство и со своего поста ушел председатель парламента Жвания. С конца недели у парламента снова появилось руководство: после длительных дебатов в субботу утром депутаты выбрали новым председателем парламента 37-летнюю Нино Бурджанадзе. Согласно конституции, она является теперь вторым высшее должностным лицом в государстве; в случае отставки или смерти Шеварднадзе она автоматически становится исполняющей обязанности президента. Профессор права Бурджанадзе относится к лагерю "молодых реформаторов", объединившихся вокруг бывшего председателя парламента Жвания. Она защитила докторскую диссертацию в Москве, а после назначения на высокую должность она заявила о своем стремлении улучшать отношения с Россией.
В то время как госпожа Бурджанадзе стремится к этому, пожалуй что, из чисто прагматических соображений, другой перспективный политик, Аслан Абашидзе, считается прямо-таки русофилом: авторитарный правитель причерноморской автономной республики Аджарии с давних пор заботится о хороших связях с Москвой и расположенными в республике российскими воинскими подразделениями. Хотя Абашидзе долгое время враждовал с Шеварднадзе и даже обвинял президента Грузии в том, что тот хочет его убить, но с недавних пор глава государства активно обхаживает своего бывшего врага. Шеварднадзе назначил его своим полномочным представителем по улаживанию конфликта с Абхазией и даже предложил ему пост премьер-министра. Такого поста в Грузии пока нет, но он может быть создан путем внесения поправки в конституцию. Очевидно, что президент в своем пошатнувшемся положении хочет таким образом достичь сразу нескольких целей: найти нового союзника, теснее связать уплывающую из рук республику Аджарию с центральной грузинской властью и подчинить правительство человеку, которого привечают как в Москве, так и у абхазских сепаратистов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях