The Washington Post | 13 ноября 2001 г.
Путин строит западную Россию
Питер Зейхан
К ужасу многих российских олигархов, политиков и бюрократов за последние недели он резко изменил основные правила российской внешнеполитической игры.
Кажется, что он идет на значительные уступки по отношению к Западу, но многие эти так называемые уступки очень легко скомпенсировать. России выгодно движение Путина к вестернизации, вне зависимости от того, насколько удачной будет война США в Афганистане.
События 11 сентября превратили существующие политические структуры в груду обломков. По всему миру пересматриваются отношения в ответ на новое мировоззрение США. У России появилась возможность изменить свой международный имидж, возможно, более благоприятная, чем у какой-либо другой страны.
В конце концов, Россия имеет непосредственный опыт войны в Афганистане, у нее есть разведслужбы мирового уровня, Москва поддерживает контакты с такими странами, как Иран, Ирак, Сирия. Кажется очевидным, что Москва может передать Вашингтону длинный список требований - от быстрого вступления во Всемирную Торговую Организацию до прекращения расширения НАТО - в качестве платы за помощь. На самом деле, в течение последнего десятилетия Россия прикладывала значительные внешнеполитические усилия, пытаясь загнать США в угол.
Путин явно смотрит на мир немного иначе. Хотя российско-американские отношения последних десяти лет лучше всего было бы назвать ожесточенными, Путин схватился за телефон, как только узнал о терактах в Нью-Йорке и Вашингтоне, и стал первым мировым лидером, выразившим свои соболезнования президенту Бушу.
Своим простым заявлением - "Америка, мы с тобой" - Путин перехватил дипломатическую инициативу. В зарождающемся новом миропорядке он видит редкую возможность объединиться с Западом и хватается за нее обеими руками.
Россия нуждается в Западе
К этому его привели несколько факторов. Разрушается российская инфраструктура, демографические перспективы - одни из самых неблагоприятных в мире, границы проницаемы, уровень жизни в два раза ниже, чем в 1992 году. Россия нуждается в технологиях, менеджерах, выходе на рынки, деньгах. Запад в изобилии обладает всем этим.
Перестраивая российское правительство, Путин показал себя талантливым менеджером. Он назначил либерального реформатора Андрея Илларионова не министром, а своим советником, что позволяет Илларионову постоянно давить на правительство, не опасаясь мести бюрократов старой гвардии.
Это помогло Путину изменить мнение мира о России. Под его руководством Россия меняет многие законы, постепенно приводит их в соответствие международным нормам. В стране принят новый налоговый кодекс, изменены законы о труде, даже разрешена продажа земли - два года назад все эти изменения были политически невозможны.
Россия по-прежнему далека от совершенства. Пройдут десятилетия, прежде чем она достигнет уровня, который Россия может счесть приемлемым, но прогресс отрицать невозможно. Это заметили многие, в том числе директор Международного Валютного Фонда Херст Келлер.
Многие внешние наблюдатели считают эти перемены позитивными, но многие россияне предают их анафеме. В России сильны антизападные настроения. Не один российский политик пострадал от презрения общественности, посчитавшей его американской декоративной собачкой. В обществе еще сильны унижение и боль от попыток вестернизации, предпринятых в начале девяностых.
В результате происходит столкновение желания Путина доказать свою искренность и кризиса ожиданий в стране. Чтобы продолжать новую политику, президент России должен показать, что его усилия небезрезультатны. Одновременно - несмотря на впечатляющие перемены - ему нельзя менять избранный курс, если он хочет убедить Вашингтон, Берлин, Лондон, Париж и Рим, что все это по-настоящему.
Пока он движется удивительно быстро.
Москва идет на жертвы
Первой и самой очевидной жертвой Кремля стало решение разрешить вооруженным силам США дислоцироваться на заднем дворе России. Ранее Россия негодовала, когда кто-нибудь проявлял интерес к Средней Азии. Но хотя Москва не могла помешать Вашингтону работать в независимо настроенном Узбекистане, это могло осложнить отношения. Кроме того, Москва разрешила - и даже подтолкнула - США действовать с территории Таджикистана.
Не менее ярко смена тактики Путина проявилась на Кавказе, который Москва также считает своей эксклюзивной сферой влияния. Например, в начале октября в грузинской провинции Абхазия чеченские и грузинские боевики устроили самые жестокие за последние годы бои. Москва использует свою поддержку Абхазии, чтобы заставить Грузию подчиниться.
В обычное время эти атаки вкупе с российской историей не самой мягкой интервенции в регионе привели бы к обмену дипломатическими залпами между Москвой и Вашингтоном, главным сторонником Грузии.
Вместо этого Путин изменил политику, проводившуюся до этого в течение 300 лет, и лично заявил, что рассмотрит возможность вывода 1600 российских миротворцев, дислоцированных у абхазско-грузинской границы, и сказал, что Грузия должна просить ООН помочь ей решить проблему сепаратизма. Это поворот на 180 градусов. Ранее Россия часто угрожала воспользоваться своим правом вето в Совете Безопасности, чтобы не дать ООН возможности создавать свои миротворческие силы.
В прошлом Путин был склонен ссориться с Украиной - третьим регионом, где сильно влияние России. В течение последних двух лет его команда заставила Украину признаться, что она ворует газ из российских экспортных трубопроводов. Большинство аналитиков ожидало, что в ходе переговоров о долгах за газ Москва получит все, что ей нужно.
Еще в августе Москва дала понять, что Украина находится в беспомощном положении. Но 4 октября премьер-министр России Михаил Касьянов потряс украинцев, заключив совершенно новую сделку. Процентная ставка по $3 млрд. украинского долга была назначена на уровне в десять раз ниже, чем ожидалось. Долг был сведен к $1,4 млрд. Украина получила три года отсрочки до начала платежей.
Согласие на ПРО
Но наверно самым ярким поворотом стало то, что после 11 сентября Россия почти ничего не говорит об американских планах создания системы национальной противоракетной обороны. Как правило, Россия активно выражала свое несогласие всякий раз, когда США делали заявления о преимуществах НПРО.
3 октября Путин побывал в штаб-квартире НАТО и продолжил серию сюрпризов. Он сказал, что Россия не возражает против расширения НАТО, если Запад докажет, что альянс становится политической, а не военной организацией.
Он поднял вопрос, который Запад считал спорным и указал на то, что Россия согласна на расширение НАТО в бывшие республики Советского Союза. Путин сказал, что вне зависимости от будущей формы НАТО, Россия хочет укреплять отношения Россия-НАТО на всех уровнях.
Другим эффективным пиар-ходом стало предложение России поделиться с США научным опытом, антибиотиками и вакцинами, чтобы помочь Америке справиться с угрозой сибирской язвы. Россия унаследовала у СССР биологическую военную программу и в прошлом традиционно не желала делиться с США плодами своих высокотехнологических военных исследований.
Но самая поразительная внешнеполитическая перемена произошла 17 октября, когда Путин объявил о закрытии российской разведывательной базы "Лурдес" на Кубе. С точки зрения США, база "Лурдес" с 1500 российскими сотрудниками, способная отслеживать почти все коммуникации на юго-востоке США, была самым неприятным препятствием для дружеских двусторонних отношений.
Все вместе эти события стали самым значительным пересмотром российской внешней политики со времен развала Советского Союза. Продавая эти перемены россиянам, Путину приходиться двигаться по сложному политическому лабиринту.
Но он вошел в этот лабиринт, имея на руках несколько тузов, которые играют в его пользу.
Во-первых, любую проблему отношений России и Запада необходимо решать изнутри, а не снаружи. Внешнее сопротивление может оказать только Китай, у которого очень мало места для маневра. Россия имеет с Китаем самую протяженную границу; США - крупнейший инвестор и торговый партнер Китая. Китайская внешняя политика слишком сложна, чтобы он пошел на риск одновременно разозлить сразу обе эти страны.
Нет оснований опасаться государственного переворота
Попытки противодействовать Путину внутри России были бы чем-то вроде государственного переворота. Общественные настроения не дают оснований подозревать, что такое возможно. Ему удалось то, что было немыслимо при бывшем президенте Борисе Ельцине: он более-менее вовремя платит пенсии и зарплаты. Пока Путин делает это - а Россия выполнила бюджет 2000 года с профицитом в $6 млрд. - население будет молчать.
Переворот со стороны разведслужб - представляющих собой главную поддержку Путина - крайне маловероятен. Российский президент не только вернул ФСБ властные полномочия, но именно КГБ первым понял, что СССР не способен конкурировать с Западом.
Новая поговорка российской разведки о присутствии США в Средней Азии: "Лучше американцы в Узбекистане, чем Шамиль Басаев в Москве".
Путин старательно изолировал, ослаблял, нейтрализовал основных политических оппонентов.
И, наконец, благодаря поправкам, внесенным Ельциным в Конституцию 1993 года, Дума практически не способна напрямую угрожать президентству.
В настоящее время Путину не угрожают и другие властные институты. Он также внес в Конституцию поправки, лишившие власти часто бунтовавших региональных лидеров.
Более консолидированную оппозицию могут представить олигархи. Однако продолжающиеся битвы Путина с лидерами российской промышленности уже серьезно, если не фатально, испортили карьеры трем самым влиятельным из них: Борису Березовскому, Владимиру Гусинскому, Рему Вяхиреву.
Сейчас олигархи могли бы угрожать Путину, только сплотившись воедино. Но они заняты заметанием следов, чтобы избежать наказания за экспроприацию остатков советской индустриальной базы. Российская общественность считает их мошенниками, что помогает Путину разделять их и удерживать в изоляции.
Ожидается определенное недовольство
Путин действовал методично и дотошно, не позволив различным ниткам оппозиции сплестись воедино. Сейчас оппозиция расколота и дезориентирована, но, тем не менее, его движение в сторону Запада может вызвать определенное недовольство в России.
Как это бывает со многими российскими схемами, в этой присутствует определенная доля двойственности. Атаки 11 сентября и последовавшая за ними война Вашингтона с терроризмом привели к созданию хороших отношений России и Америки. В результате у России появились новые возможности. Но американцы ветрены, и со стороны Путина было бы неразумно ставить будущее России в зависимость от успеха афганской кампании США.
Если война США приведет к ликвидации Талибана и Усамы бен Ладена, Россия окажется внешней силой, которая не попыталась воспользоваться ситуацией для собственной выгоды, но сделала все, чтобы помочь. Одного этого достаточно для того, чтобы заслужить благодарность США и Европы.
Если США потерпят в Афганистане неудачу, только Россия может помочь США в военных действиях. В этом случае Путин сможет уверенно поставить условия, которые Вашингтону придется удовлетворять.
Желание Путина объединить Россию с Западом вполне искреннее, истинная красота стратегического маневра, совершенного Путиным, заключается в его глубине и в его обратимости. Если попытки России получить помощь Запада потерпят неудачу, Москва легко и быстро заберет назад почти все свои предложения.
Пока Запад очень хорошо принимает все шаги России. Многие американские операции в северном Афганистане проводятся с помощью российских разведданных и активов. МВФ открыто восхваляет Россию. Мировой банк готовится выдавать кредит.
Президенты Польши и Чешской республики - эти два европейских государства больше всего боятся непорядков в России - размышляют о возможности вступления России в НАТО. Буш явно доволен тем, что закрыты база "Лурдес" и с радостью готов принять российского коллегу в Вашингтоне и Техасе.
Для того чтобы отношения стали прочными, обе стороны должны сделать еще очень многое. Очень важно, чтобы Путин продолжал двигаться избранным курсом.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях