The Times | 13 ноября 2006 г.
Утопия - место, где аборигены живут долго и счастливо
Бернард Лэган
Вдоль длинной и пустынной грунтовой дороги посреди австралийского континента разбросаны поселения аборигенов. Видавшие виды железные лачуги, перевернутые машины и сердитые собаки - все это, кажется, можно описать знакомыми словами: деградация, разрушение и грязь.
Но местные жители так не думают. Исследователи обнаружили убедительные доказательства того, что у жителей Утопии - бывшего выгона для скота площадь 1,16 кв. миль (3 кв. км) в красных песках пустыни к северу от города Алис-Спрингс - все благополучно. Политикам придется пересмотреть свои представления о пользе того образа жизни, который издревле ведут аборигены, отвергающие большую часть свойственных австралийцам привычек в еде, работе и отдыхе.
Но эти полезные для здоровья традиции могут оказаться под угрозой. Правительство Джона Говарда объявило небольшие поселения аборигенов нежизнеспособными, и потребовало их закрытия и переезда жителей в города. Там, полагают министры, людям будут обеспечены лучшие условия.
Но этот аргумент не производит впечатления на Карма Сарасвати, врача, который вот уже 15 лет вместе с двумя медсестрами путешествует по пустыне, оказывая помощь тысячам живущих там людей.
В 16 крошечных поселках вокруг Утопии - их называют стоянками - дети питаются кровью кенгуру, на которых охотятся их родственники. Старухи ловят и готовят больших ящериц - варанов. Кроме того, в пищу идут злаки спинифекс и выкопанные из-под земли сочные личинки медовых муравьев. Женщины делают традиционные для аборигенов лекарства из пустынных растений, опираясь на древние рецепты. Мало кто курит, и лишь несколько человек употребляют спиртное.
Многие жители Утопии проводят знойный день в грубых убежищах вместе с собаками. В домах обычно людно и грязно. Большинство с трудом находит деньги на то, чтобы покупать еду и топливо в единственном магазинчике.
Однако среди местных жителей детская смертность на 40% ниже, чем среди других аборигенов Северной территории. Согласно исследованиям Мельбурнского университета, их здоровье не сильно проигрывает, а по ряду важных аспектов даже превосходит здоровье белых австралийцев, которые, как долгое время считалось, живут на 15-20 лет дольше аборигенов. Наиболее примечательный результат - в отношении сердечно-сосудистых заболеваний. Среди жителей Утопии случаев таких болезней, требующих помещения в стационар, меньше, чем среди неаборигенного населения Австралии.
Старейшина Ленни Джонс точно знает, почему в его общине люди здоровы: "Здесь мы живем, питаясь тем, что дает природа. И старики, и дети до сих пор занимаются охотой. Мы не едим пищу белых". Другой старейшина, Альберт Бейли, которому 76 лет, что необычайно много для аборигенов, говорит: "В больших общинах молодые постоянно пьют. Здесь мы этого не позволяем. Мы живем так, как жили наши деды".
Доктор Сарасвати не считает необходимым читать этим людям лекции. Он признает мудрость стариков и делает то, о чем они просят. Вместе с медсестрами он путешествует по разбитым дорогам пустыни, развозя лекарства нуждающимся, а не дожидаясь, пока они доберутся до его клиники.
Хотя врач признает, что его контакты с Утопией улучшили положение живущих там людей, этим, по его словам, нельзя объяснить огромные различия между их здоровьем и состоянием аборигенов в других районах. Это, говорит он, является следствием традиционного образа жизни, который требует заниматься охотой и собирательством. Их пища питательна и не способствует ожирению. Помогает и то, что люди, в общем и целом, довольны своей жизнью.
Веские доказательства здоровья местных жителей не удивляют доктора Сарасвати. "Я всегда знал, что здесь что-то по-другому, ибо всегда видел здесь счастливых людей, - говорит он. - Я работал в других общинах аборигенах, и у них все время какие-то трудности. Сумасшествие, пьяные драки, житейские проблемы".
В Алис-Спрингс, в 168 км к югу, каждую ночь в районе аборигенов случаются акты насилия - это страшное место, где живут тысячи аборигенов, покинувших свои родные места. Целыми днями они пьют, часто дерутся. Примерно раз в месяц происходит убийство - почти всегда и преступник, и жертва принадлежат к аборигенам.
Джоан Бойл, 25-летняя медсестра, стала работать с жителями Утопии после того, как девять месяцев помогала лечить в больнице Алис-Спрингс пострадавших от драк и поножовщины. "Здесь я не боюсь, что они станут кричать или нападать на меня, как бывало в Алис-Спрингс ", - рассказывает она.
Саймон Куилти недавно приехал на три месяца на работу в Утопию. В Алис-Спрингс насилие было повсеместным, а аборигены, по словам врача, умирали от сердечных заболеваний, болезней печени и почек уже в 30 лет. К концу первой недели доктор Куилти сказал: "Приятель, да здесь происходит настоящее волшебство".
Кризис коренного народа
Средняя продолжительность жизни мужчин-аборигенов составляет 59 лет, в то время как для остальных мужчин Австралии - 77 лет.
Среди аборигенов в возрасте старше 55 лет в сравнении с общим населением Австралии (по данным Австралийского статистического бюро):
общее неудовлетворительное состояние здоровья характеризует 55% аборигенов и 28% австралийцев;
астма - 20% аборигенов, 10% австралийцев;
гипертонические заболевания - 43% аборигенов, 32% австралийцев;
диабет - 35% аборигенов, 12% австралийцев;
курение - 38% аборигенов, 12% австралийцев.
.
Планы правительства
Снижение числа небольших удаленных поселений аборигенов.
Снятие ограничение на посещение аборигенных земель неаборигенами.
Отмена ряда схем по борьбе с безработицей.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях