Handelsblatt | 13 ноября 2017 г.
Российский политтехнолог: "Мы все сегодня в той или иной степени находимся в поисках российской идентичности"
Пауль Оствальд
В 2018 году Россия выбирает нового президента. Виталий Шкляров, личный советник лидера российской оппозиции и кандидата в президенты РФ Ксении Собчак, объясняет в беседе с корреспондентом немецкой газеты Handelsblatt Паулем Оствальдом, как он планирует выиграть выборы при помощи Big Data (совокупность методов хранения и обработки данных. - Прим. ред.). Шкляров, имеющий опыт работы в предвыборных штабах демократов Барака Обамы и Берни Сандерса, хочет опробовать в рамках избирательной кампании Ксении Собчак новые цифровые возможности, которые, как планируется, позволят превзойти по степени эффективности даже американские предвыборные стратегии.
"В такой стране, как Россия, где нет свободных СМИ и, как и раньше, преследуются политики, именно такой человек, как Ксения Собчак, - это единственная возможность позлить "большого медведя". Она становится основным оппонентом Путина, ее знает 95% населения страны. Именно поэтому для меня и для всей прогрессивной оппозиции в России она - отличный рупор", - замечает Шкляров.
"Своей предвыборной кампанией мы можем продемонстрировать либерально настроенным россиянам, что они не одиноки и что выборы могут быть чем-то иным, а не только переизбранием авторитарной системы", - отмечает собеседник Handelsblatt.
Комментируя слухи о том, что Собчак - всего лишь "гламурный проект Кремля", которому она нужна для создания видимости честных выборов, политтехнолог говорит о "контрпродуктивности подобных инсинуаций для процесса демократизации в России". "Подобное в 2013 году уже говорили об Алексее Навальном, а теперь, как лидер оппозиции, он сидит в тюрьме", - напомнил Шкляров.
"Мой план - первый в России проект с использованием Big Data ("больших данных"). Мы занимаемся разработкой программного обеспечения, которое облегчило бы нам проведение цифровой избирательной кампании", - рассказывает Шкляров.
"Недалеко от нашего офиса, - добавляет он, - два здания занимают агенты Кремля, отвечающие за Instagram, Twitter и Facebook и представляющие там интересы власти. Они располагают финансовыми возможностями и могут привлекать на свою сторону выдающиеся умы. Мы должны найти свой, менее затратный путь, чтобы выставлять независимых кандидатов".
"На последних муниципальных выборах в Москве мы испытали систему, названную "политический Uber", - поясняет Шкаляров. - Не имеющие никакого опыта люди, которые, однако, увлечены какой-то идеей, могли прийти к нам и получить созданную специально под них избирательную кампанию. Поскольку мы не могли вручную организовать свыше тысячи кампаний, мы написали для этого специальную программу".
"Благодаря программе каждый кандидат обходился нам примерно в 2 доллара в день - это не идет ни в какое сравнение с миллионными бюджетами в США или где-то еще. Соответствующие суммы мы могли получать, к примеру, через онлайн-пожертвования".
Победа 267 независимых депутатов "стала сенсацией и неким знаком для Кремля. Я убежден, что в будущем политика будет выглядеть так: кандидаты будут выставлять свои кандидатуры, руководствуясь личными убеждениями, используя для своих кампаний не партии, а тех, кто предоставляет определенные услуги. И сами, в свою очередь, будут теми, кто услуги предоставляет и оценивается по эффективности своей работы. Все это требует цифровой платформы, на которой услуги будут и предлагаться, и оцениваться. Как раз над этим мы и работаем", - говорит Шкляров.
"Мы все сегодня в той или иной степени находимся в поисках российской идентичности, - замечает политтехнолог. - В России война всегда была тем столпом, на который опиралась национальная самоидентификация - что в царские времена, что в советскую эпоху, что в период обеих войн в Чечне, а теперь и в случае с Восточной Украиной".
"Во времена СССР существовала ярко выраженная национальная идентичность - нечто, чем можно было гордиться. И работавший общественный договор. После распада Союза распалась и идентичность. Путин попытался все восстановить - вам стабильность, нам нефть". Однако, уверен Шкляров, сегодня это не работает потому, что Путину не удалось инвестировать в развитие страны те средства, которые были заработаны благодаря выросшей цене на энергоресурсы. "И сегодня, когда цены снова упали, люди замечают: не Путин сделал людей богатыми, а нефть".
Комментируя возможность отмены антироссийских санкций, Виталий Шкляров говорит о том, что, в отличие от Америки, Германия готова продолжать диалог с Россией параллельно с санкциями. "Германия должна придерживаться этой стратегии, но и осознавать, что сближение потребует времени", - отмечает в заключение Шкляров.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях