Статьи по дате

Le Figaro | 13 октября 2008 г.

Кризис продолжается, русские идут...

Сергей Гуриев и Олег Цивинский

Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев и профессор экономики Йельского университета Олег Цивинский считают, что российские финансовые резервы могут стать глотком воздуха для мировой экономики

Российское правительство сидит на огромной пачке наличных, которые оно собирается инвестировать в иностранные активы. На этой неделе представилась возможность оценить ее экономическую мощь, когда премьер-министр Исландии заявил, что Россия может предоставить его стране около 5 млрд долларов для спасения экономики, оказавшейся в тяжелом положении. Кто бы мог поверить в условиях российского хаоса 1990-х, что через десять лет Россия будет в состоянии помочь деньгами развитой стране? Еще более удивителен тот факт, что рука Исландии была протянута в момент, когда национальная биржа находится в состоянии свободного падения, а торги на ММВБ приостановлены.

Пришло время Кремлю скупать активы по низким ценам и воспользоваться нынешним финансовым кризисом, чтобы стать влиятельным экономическим игроком на мировом рынке. Как отметил премьер-министр Владимир Путин на недавней встрече с главой национализированного банка "ВТБ", "может, прикупить чего (за границей)? Ну, что плохо лежит?" По словам экономического советника президента Дмитрия Медведева Аркадия Дворковича, правительство поддержит - и дипломатически, и финансово - такую экспансию.

После российско-грузинской войны Запад опасается, как бы российское правительство не использовало эту наличность не только в экономических целях, но и как инструмент агрессивной внешней политики.

Попытки поставить "железный занавес" на пути российских средств и компаний окажутся контрпродуктивными. На самом деле крупномасштабное "вторжение" российских компаний будет полезным, так как поспособствует усилению экономической взаимозависимости. Это так, даже если экономическая экспансия идет под руководством национализированных компаний и российских суверенных фондов. Инвестируя в американские и европейские активы, российское правительство и бизнес-элиты покупают часть мировой экономики. Этот феномен должен привести к улучшению взаимопонимания и более рациональной и ответственной внешней политике.

Парадоксально, но несмотря на недавние перипетии на бирже, в России очень много наличных средств.

В российском резервном фонде, созданном, чтобы защитить экономику от падения цен на нефть, - 140 млрд долларов, а в фонде национального благосостояния, предназначенном для выхода из пенсионного кризиса в будущем, - еще 30 млрд. Этот последний фонд, хоть и является "суверенным фондом", уже вошел в число крупнейших фондов и составляет конкуренцию Brunei Investment Agency.

Общая сумма средств российских суверенных фондов (за исключением 0,5 млрд долларов валютных резервов) сравнима с объемом сингапурского Temasek Holdings (занимающего шестое место в мире) и следует сразу за China Investment Corporation.

Двадцать пять ведущих российских компаний уже владеют иностранными активами на сумму 59 млрд долларов и являются третьими в мире инвесторами из стран с развивающейся экономикой после Гонконга и Бразилии. Некоторые российские компании с более совершенным управлением пострадали от кризиса меньше своих западных коллег. Следовательно, в будущем году именно они будут осуществлять покупки на мировом рынке.

Инвестиции российских предприятий за границей вызвали бурные дебаты и в США, и в Европе, даже когда инвестиции осуществляла одна частная компания. Наиболее острая полемика разгорелась вокруг проекта слияния российского гиганта "Северсталь" с люксембургским Arcelor, который в результате сделал выбор в пользу Mittal Steel. Некоторые аналитики выдвинули предположение, что у этого решения были политические мотивы. Но до сих пор ни один из частных российских инвесторов не был заблокирован западными правительствами. Впрочем, до недавнего времени враждебное отношение к этим инвестиционным проектам действительно имело место. Американские и европейские лидеры сомневаются в том, что иностранные правительства (и их суверенные фонды) вкладывают средства, руководствуясь исключительно коммерческими соображениями.

Однако после начала финансового кризиса Запад радуется, что у него есть "друзья с наличностью". В ходе июньского визита в Россию министр финансов США Генри Полсон подтвердил заинтересованность США в этом источнике доходов.

Но чтобы убедить зарубежные страны в том, что он руководствуется экономическими, а не политическими мотивами, Кремлю предстоит еще создать прозрачную структуру управления суверенными фондами. Российские власти, начавшие совершенствовать систему управления государственными компаниями, на правильном пути.

Главное преимущество российских инвестиций за границей не экономическое. Эти инвестиции помогают России стать гражданином мира. Взгляните на российские элиты, покупающие дома в Лондоне, катающиеся на лыжах в Альпах и отправляющие своих детей в швейцарские школы. Они очень многое потеряют в случае ухудшения политического климата между Россией и Западом.

Источник: Le Figaro


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru