Статьи по дате

The New York Times | 13 октября 2008 г.

Крах фондового рынка угрожает попытке Путина создать богатую Россию и всей его системе в целом

Клиффорд Леви

Москва. - Здешний фондовый рынок так часто за последние недели был "при смерти", что регулирующему органу постоянно приходилось приостанавливать торги, словно Россия, столь сильно желающая быть активным финансовым игроком, вдруг превратилась в очередную унылую заводь мировой экономической системы. Олигархи, эти связанные с Кремлем магнаты, совсем недавно удивляли мир своим богатством, теперь же они дрожат от страха. А Владимир Путин сталкивается еще и с угрозой выстроенной им системе, которая подразумевала для этой страны рост, стабильность и политическое бахвальство.

Мировой финансовый кризис не пожалел Россию. Он как ветром сдул миллиарды долларов ее богатств и вынудил правительство принять обширный антикризисный план для поддержки банков. На кону вот уже почти десять лет как сильная экономика, впервые позволившая многим жителям России попробовать на вкус блага, давно знакомые людям на Западе.

Пока что урон в большей степени был нанесен российской элите. Несмотря на то, что российский рынок обрушился примерно на две трети с уровня своего майского максимума (сильнее США и Западной Европы), в стране по-прежнему еще нет широкого класса инвесторов, а большинство людей не доверяет свои сбережения рынку.

В результате, хотя фондовый рынок и "похудел" на 1,5 трлн долларов по стоимости (крупнейшее падение в мире), это коснулось лишь очень узкой группы инвесторов. Там преобладали западные и российские инвестиционные фонды, устремившиеся наперегонки к выходу, когда дела пошли не так.

Кремль также пытался ограничить негативные последствия кризиса. Основные российские телеканалы, контролируемые Кремлем, принижали значение краха фондового рынка или попросту его игнорировали. Новостные выпуски вместо этого уделяли больше внимания финансовым трудностям в США и Европе.

И все же снижение российского фондового рынка, похоже, сигнализирует о том, что инвесторы едва ли смотрят с оптимизмом на будущее национальной экономики и на вмешательство государства в нее. Несмотря на то, что Россия переживала бурный рост в течение последних лет, опираясь на доходы от продажи нефти и газа, ей пока не удалось диверсифицировать свою экономику. Также значительных сдвигов пока не было и в области обновления дорожных покрытий, энергосетей и ветхого жилья.

Ввод российских войск в соседнюю Грузию, ощущение того, что Кремль вмешивается в дела крупных компаний, и всеобщая коррупция лишь усугубляют опасения инвесторов. Эти же причины, кстати, могут объяснить, почему российский фондовый рынок упал сильнее, чем в других бурно развивавшихся экономиках, например, в Бразилии.

В течение последних лет бюджет России составлялся с профицитом, что позволило отложить 190 млрд долларов на непредвиденные обстоятельства. Сейчас опасаются того, что эти деньги помогут смягчить удар лишь на короткий срок.

"Падение рынка обнажило один из основных недочетов российской экономики, - говорит Кристофер Уифер, главный аналитики в банке "Уралсиб" в Москве. - За последние восемь лет туда попало 1,3 трлн долларов от продаж нефти и газа, но эти деньги не смогли поднять инфраструктуру страны. Прежде всего мешают бюрократия и коррупция. Это большая проблема этого рынка".

Более того, хотя большинство россиян пока что были избавлены от того беспокойства, с которым американцы наблюдали превращение своих пенсионных программ в бессмысленные бумажки, вполне возможно, что кризис вскоре ударит и по ним. Крупнейшие российские компании, включая газовую монополию "Газпром" и другие контролируемые правительством, потеряли значительный кусок своей стоимости, что может вынудить их пойти на урезание штатов и расходов.

Другая опасность исходит от падения цен на нефть, газ, металлы и прочие природные ресурсы, собственно и являющиеся базой российской экономики. Если финансовый кризис вызовет на Западе продолжительную рецессию, то снизится и спрос на эти ресурсы, а правительство и промышленность в России пострадают от резкого снижения доходов.

Цена на нефть закрылась на отметке 78 долларов за баррель в пятницу, чуть выше уровня, определенного в российском бюджете для расчета расходов. Как говорят официальные лица, если цены упадут еще сильнее, образуется дефицит федерального бюджета.

"Пройдет некоторое время, прежде чем кризис ударит по российскому обывателю, - говорит Эдвард Паркер, аналитик в Fitch Ratings, компании по оценке облигаций. - Сейчас мы видим неплатежеспособность некоторых компаний и банков. Вскоре мы увидит рост безработицы и постепенное снижение доходов. В условиях падения цен на нефть структура российской внешней торговли теперь скорее помеха. Это займет некоторое время, но кризис определенно будет ощущаться".

Его уже ощутили на себе российские олигархи, союзники Кремля, контролирующие значительную часть экономики. Один из самых богатых людей в России Олег Дерипаска, олигарх металлургической отрасли, чье богатство оценивалось в более чем 20 млрд долларов до кризиса, понес такие серьезные убытки, что его помощникам пришлось давать гарантии, что он способен расплатиться с долгами.

Кремль объявил о нескольких планах, предусматривающих поддержку экономики за счет своих резервов, а на прошлой неделе Путин, бывший президент и нынешний премьер-министр, пытался выглядеть спокойным, чуть ли не безразличным. Будучи специалистом по дзюдо, он выпустил обучающий DVD-диск по дзюдо с самим собой в главной роли. А позже российское телевидение показывало, как ему подарили тигренка на его 56-й день рождения.

Казалось, он был доволен экономическими трудностями в Соединенных Штатах.

"В чем вы правы безусловно, это в том, что доверие к Соединенных Штатам как к лидеру свободного мира и свободной экономики, доверие к Уолл-стриту как центру этого доверия подорвано - и это к лучшему, я считаю", - заявил он членам парламентской фракции от коммунистической партии.

Путин и его ставленник президент Дмитрий Медведев остаются популярными частично из-за того, что крах фондового рынка еще не затронул большую часть населения. В 1998 году, когда во время последнего здешнего крупного экономического кризиса правительство объявило дефолт и девальвировало рубль, тут все было не так. Тогда многие россияне утратили свои сбережения, копившиеся ими всю жизнь.

Популярность Кремля также выросла и вследствие победы в августовском конфликте с Грузией. И все же аналитики говорят, что через некоторое время, если этот кризис будет лишь усугубляться, а экономический рост ослабевать, лидерство Путина может быть поставлено под вопрос.

"Население России привыкло к тому, что жизнь становилась лучше, возможно, не так быстро, как им хотелось бы, но все же становилась лучше", - говорит Борис Макаренко из Центра политических технологий, независимой консалтинговой группы в Москве.

"Все это лежало в основе очень положительного отношения россиян к Кремлю и в целом в основе их оптимизма, - говорит он. - Долгосрочные последствия будут разъедать эту поддержку. Но совсем не так, как в США, где финансовый кризис заставил людей переосмыслить президентскую гонку".

Даже если это так, Кремль, похоже, пытается нанести превентивный удар при помощи цензуры новостных сообщений о российском фондовом рынке на телевидении.

В один из дней на прошлой неделе утром регулирующий орган, беспокоясь об очередном падении, просто закрыл биржевые площадки. По полуденном выпуске новостей на одном из главных телеканалов ведущий рассказывал "о новом падении мировых фондовых рынков", о снижении котировок в Японии и в Европе, которые, по его мнению, стали реакцией на снижение днем ранее в Нью-Йорке.

Лишь в конце этой темы ведущий мимоходом упомянул, что российские площадки даже еще не были открыты. При этом он не объяснил почему.

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru