Статьи по дате

Corriere della Sera | 13 сентября 2004 г.

Рамсфельд применял против "Аль-Каиды" "оружие стыда"

Редакция

Наша газета приводит отрывки из книги обладателя премии Пулитцера, Сеймура Херша, "Chain of command" (Порядок субординации), которая уже стала бестселлером в США и в скором времени выходит в итальянском издании.

Как мы знаем, в 2002 году в Белом доме оживленно обсуждались все "за и против", связанные с процедурами допроса пленных Гуантанамо. При этом Кондолиза Райс и Дональд Рамсфельд знали кое-что, что другим участникам дискуссии не было известно, а именно, что в период между концом 2001-го и началом 2002 года президент подписал секретный документ, как требует закон, в котором давал министерству обороны разрешение на создание отдела спецназа и других воинских подразделений, которому было поручено, невзирая на дипломатию и международное право, похищать или, если необходимо, убивать, в любой части мира, агентов "Аль-Каиды", имеющих, как говорилось, "высокую ценность".

Секретные центры допросов предполагалось создать в странах-союзницах. Без каких-либо законодательных ограничений и в тайне от общественности. Директива была скрыта в недрах министерства обороны в качестве SAP Special-Access Program, т.е. программа специального доступа. Подробности были известны лишь нескольким людям из Пентагона, ЦРУ и Белого дома. SAP был обязан своим существованием желанию Рамсфельда, которое он много раз высказывал, чтобы американские спецназ действовал в операциях, которые он публично и непублично называл "охота на человека", а также его презрительному отношению к высокопоставленным генералам Пентагона.

Нетерпимость Рамсфельда к военному протоколу распространялась и на вопросы обращения с пленными, задержанными в ходе военных операций. Сразу после 11 сентября он не раз выражал свое презрительное отношение к Женевской конвенции.

К тому же он преследовал и кадровую цель, а именно передать функции борьбы с терроризмом гражданским начальникам Пентагона, а не ЦРУ.

Создание SAP и необходимость обеспечить юридическую защиту действующим лицам могут помочь понять смысл секретного заявления президента от 7 февраля 2002 года по поводу обращения с заключенными в Гуантанамо, в котором он заявил, что, когда речь шла об "Аль-Каиде", применение Женевской конвенции оставалось лишь на его усмотрение.

Остается вопрос, зачем группе резервистов из военной полиции, большинство из которых родом из провинции, понадобилось пытать иракских заключенных, причем особенно унизительным для них способом.

Гэри Майерс, адвокат сержанта Фредерика, одного из обвиняемых в издевательствах, задал мне вопрос: "Неужели вы думаете, что деревенские ребята из Виржинии устроили все это по собственной инициативе? Решив к тому же, что лучший способ заставить арабов говорить - это заставить их ходить голышом?"

Накануне вторжения в Ирак в марте 2003 года вашингтонские консерваторы, выступающие за войну, не раз обсуждали тот факт, что арабы особенно уязвимы для сексуальных унижений. При этом не раз звучали ссылки на книгу The Arab Mind (Как мыслят арабы), которую в 1973 году опубликовал антрополог Рафаэль Патай, преподававший, среди прочего, в Колумбийском университете и в Принстоне и умерший в 1996 году.

В книге есть глава об отношении арабов к сексу, который, как пишет автор, является для них абсолютным табу. "Сегрегация полов, паранджа у женщин....и все те правила, которые регулируют и ограничивают контакты между мужчинами и женщинами, - пишет Патай, - превращают секс в главный предмет озабоченности арабов. Гомосексуализм и гомосексуальные наклонности никак не афишируются. Это личные проблемы, и таковыми они остаются".

Один профессор объяснил мне, что книга Патая была руководством для начинающих по поведению арабов.

В ходе своих обсуждений консерваторы пришли к двум выводам: во-первых, арабы понимают только силу, во-вторых, главная слабость арабов - это стыд и унижение.

Консультант правительства утверждал, что, возможно, сначала сексуальные унижения преследовали серьезную цель. Считалось, что некоторые заключенные сделают все, что угодно, даже будут шпионить против своих, лишь бы позорные фотографии не попали к друзьям и родственникам. Замысел заключался в том, что страх быть раскрытым заставит людей сообщать информацию о готовящихся операциях боевиков. Однако этого не произошло, о чем свидетельствует распространение восстания.

Корни скандала в тюрьме "Абу Грейб" кроются не в преступных наклонностях некоторых резервистов, а в склонности Буша и Рамсфельда к секретным операции и применению репрессивных мер по принципу "глаз за глаз" в ходе борьбы с терроризмом.

Решение Рамсфельда, которое одобрил Белый дом, в августе 2003-го о распространении секретной программы специального доступа SAP на допросы пленных в Ираке, имело решающее значение. Это решение с горечью восприняла американская разведка, оно уменьшило эффективность спецподразделений и ухудшило перспективы Америки в борьбе с терроризмом.

Источник: Corriere della Sera


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru