Le Figaro | 13 сентября 2004 г.
Неудержимое расползание исламского терроризма
Изабель Ласер
Конечно, крупные успехи налицо. Антитеррористическая борьба, начатая после 11 сентября 2001 года, позволила свергнуть режим талибов. Она уничтожила афганский форпост "Аль-Каиды", стерла с лица земли ее тренировочные лагеря. Сотни боевиков были арестованы, в том числе некоторые руководители. Удалось "придушить" финансирование международной террористической организации. А Пакистан, главный мусульманский союзник США в борьбе с терроризмом, держится молодцом, идя в первых рядах преследователей боевиков "Аль-Каиды". Несмотря на оппозицию внутри страны и покушения исламистов на президента Мушаррафа.
Однако эти победы - не более чем дымовая завеса, которая сегодня, через три года после событий 11 сентября 2001 года, уже не в состоянии скрыть глобального поражения США и их союзников в борьбе с исламским терроризмом. Как и прошлые годы, 2004 год был отмечен новыми терактами, приписываемыми "Аль-Каиде". В Мадриде, в Саудовской Аравии, Ираке и Индонезии.
Предпринятая во имя борьбы с терроризмом, американская интервенция в Ираке способствовала появлению нового очага исламского терроризма. Светский Ирак Саддама Хусейна, связи которого с "Аль-Каидой" остались недоказанными, уступил место охваченному хаосом и стремительно исламизирующемуся Ираку, превращенному террористами в новую арену джихада. Американская интервенция, которую "Аль-Каида" охарактеризовала как империалистическую войну Запада против мусульманского мира, позволила этой организации завербовать новых рекрутов.
Финансовые санкции, введенные против "Аль-Каиды" и ее союзников-талибов после 11 сентября, оказались неэффективными. Согласно недавно опубликованному докладу ООН, замораживание банковских счетов и финансовых сетей не нанесло особого ущерба "Аль-Каиде": организация, приспособившаяся к условиям антитеррористической борьбы, уже не испытывает таких финансовых потребностей, как раньше. На каждый из наиболее крупных терактов, осуществленных после 11 сентября 2001 года, она потратила менее 50 тыс. долларов. Это в шесть раз меньше средств, потраченных на разрушение Всемирного торгового центра.
В Афганистане сеть "Аль-Каиды" частично была восстановлена в племенных зонах на афгано-пакистанской границе, которые не контролируются ни Исламабадом, ни Кабулом. По оценкам экспертов, в этих зонах постоянно проживает от 500 до 600 боевиков "Аль-Каиды". Недавние аресты активистов "Аль-Каиды" в Пакистане, считающемся ее стратегической базой, показали, что сеть 11 сентября продолжает действовать, несмотря на понесенные потери. Правда, никто не знает, способна ли "новая гвардия" координировать крупномасштабные террористические атаки. Неизвестно даже, появились ли у нее новые руководители: ведь США утверждают, что две трети лидеров "Аль-Каиды" убиты или арестованы.
Уничтожение афганского форпоста привело к возникновению новой "Аль-Каиды", которая является скорее аморфным движением, нежели организацией в полном смысле слова. Не имеющее единого центра, рассеянное по всему миру, оно состоит сегодня из многочисленных террористических ячеек, прямо или косвенно связанных с "Аль-Каидой". Эти ячейки, состоящие иногда всего из нескольких десятков боевиков, обладают значительной степенью автономности. Это обстоятельство сделало контроль над террористическими группировками со стороны спецслужб очень трудной задачей.
Эта смена стратегии, эта постоянная "текучесть" террористических групп ставят под вопрос традиционное определение сущности "Аль-Каиды". Остается ли она вообще организацией, или это просто движение, вдохновляемое определенной идеей?
Взрывы, прогремевшие в Эр-Рияде в мае 2003 года, и теракты 2002 года против израильских туристов в кенийском городе Момбаса, были объявлены делом рук "Аль-Каиды". Но действительно ли эти акции были организованы и профинансированы бен Ладеном и его приспешниками? По мнению большинства специалистов, термин "Аль-Каиды" сегодня приложим ко многим группам, имеющим общие цели, методы и идеалы. Что не мешает некоторым из них, в частности радикальному крылу египетского "Исламского джихада", сохранять непосредственные связи с "Аль-Каидой".
Движение, существующее сегодня в 40-50 странах мира, приспосабливается к новым реалиям и проявляет устойчивость перед контратаками западных стран. Оно вырабатывает новые стратегии, чтобы продолжать борьбу против США и их западных или арабских союзников. После 11 сентября ячейки, действующие в США, Германии, Италии и Испании, некоторое время пребывали в "спячке". Законы о борьбе с терроризмом, принятые в странах Запада после ударов по Всемирному торговому центру, и бдительность служб безопасности ограничили поле действия исламистов. Но страшный террористический акт 11 марта 2003 года позволяет предположить, что некоторые из этих ячеек вновь перешли к действиям.
Впрочем, сеть бен Ладена обзавелась и новыми опорными пунктами. Они появились на Ближнем Востоке, на Африканском Роге, в Йемене и в Азии (Филиппины, Индонезия, Малайзия) - в регионах, которые западным спецслужбам трудно контролировать. Тренировочные лагеря были ликвидированы в Афганистане, но появились в странах, где царят хаос и анархия, где исламисты чувствуют себя вольготно. В частности, в Сомали и Йемене. Эти новые ячейки могут действовать стремительно, с санкции "Аль-Каиды" или без нее. Они рассылают свои послания через интернет-сайты и рекрутируют новобранцев по всему миру. Арабские телевизионные каналы, в частности Al-Jazeera и Al-Arabiya, создают им прекрасную рекламу.
На следующий день после атаки на ВТЦ Джордж Буш предупредил, что борьба с терроризмом будет долгой. Подпитываемый конфликтами на Ближнем Востоке и в Ираке, исламский терроризм, бесспорно, исчезнет далеко не завтра. Хотя бы потому, что боевики действуют "на перспективу" и не боятся умирать за свое дело.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях