Tageszeitung | 13 сентября 2004 г.
Новый фронт на Одере
Габриэле Лессер
У Германии с Польшей еще не сведены все военные счеты. Если раньше лишь изгнанные немцы грозили Польше и требовали от нее компенсаций, то теперь Польша сама стала требовать от Германии репараций за военные разрушения. Польский парламент, сейм, обратился с соответствующим призывом к германскому и польскому правительству. Решение было принято единогласно при одном воздержавшемся.
Польские депутаты постановили, что "до сих пор Польша не получила соразмерной финансовой компенсации и военных репараций за огромные разрушения", вызванные германской агрессией, "оккупацией, геноцидом и потерей Польшей независимости", и в связи с этим призвали польское правительство принять по отношению к германскому правительству "соответствующие меры".
Сперва вопрос о репарациях был урегулирован в Потсдамском соглашении от июля 1945 года. По нему страны-победительницы устанавливали, что СССР передаст 15% вывезенных из своей зоны оккупации репарационных ценностей Польше. Хотя польская сторона утверждает, что Москва не выполнила свои обещания, однако в этом едва ли можно винить Германию. При этом германские восточные области, которые после войны отошли к Польше, официально считаются не репарацией, а компенсацией за то, что восточная часть Польша отошла к СССР.
Для германского правительства тот факт, что в 1953-м и 1970 годах Польша однозначно отказалась от дополнительных репараций, имеет решающее значение. В 1953 году вопрос стоял о построении экономических отношений с братской ГДР. В 1970-м, когда в Варшаве между Польшей и ФРГ был подписан договор о нормализации отношений, Польша подтвердила отказ от требований - на этот раз по отношению Западу. Таким образом, вопрос казался окончательно решенным.
Однако теперь польские депутаты заявляют, что в то время Польша не была суверенным государством и поэтому заявления об отказе от требований не являются обязательными. В Польше сейчас активно обсуждается вопрос об объявлении договоров от 1953-го и 1970 годов недействительными. Однако вряд ли Международный суд в Гааге в этом споре встанет на сторону поляков. Ведь если Польша, Венгрия и другие страны бывшего Варшавского договора, ссылаясь на советское господство, сейчас начнут отказываться от любых договоров, то будет нарушено все послевоенное устройство Европы.
И даже если отказ от репараций в самом деле недействителен, то это еще не дает Польше права на компенсации от Германии. Для этого сначала между Польшей и Германий нужно заключить международно-правовой договор. Но Германия вряд ли пойдет на такой шаг из-за возможных непредсказуемых последствий для отношений с другими бывшими странами-противниками.
Чего польские парламентарии могут добиться своей инициативой - так это осложнения до сих пор выгодного для Польши сотрудничества двух стран в ЕС. Это понимает и польское правительство, которое уже через несколько минут после призыва сейма дистанцировалось от него. Как министр иностранных дел Польши, так и премьер-министр заявили, что вопрос о репарациях можно считать улаженным.
Во втором пункте призыва говорится, что "Польша не несет никаких финансовых обязательств по отношению к гражданам Федеративной республики Германия", обязательств, которые связаны со Второй мировой войной и ее последствиями.
Однако этот вопрос еще открыт и существенно зависит от того, каким будет закон о реприватизации, который планируется принять в Польше. В случае, если этот закон будет предусматривать, в частности, и компенсации за национализацию, прошедшую до 1949 года, исключений, ущемляющих права нынешних граждан Германии, будет делать нельзя. Иначе это будет открытая дискриминация, которую могут осудить европейские суды в Люксембурге и Страсбурге.
В последнем пункте своего призыва польские депутаты обращаются непосредственно к правительству Германии. По их мнению, оно должно "признать необоснованность и неправомерность требований компенсаций гражданами Германии и прекратить толкать своих граждан на обращение в суд на Польшу и на действия против нее в административном порядке".
Однако здесь речь идет не столько об изгнанниках послевоенных лет, сколько о поздних переселенцах, которые покинули страну в 70-80-е годы. Во многих случаях польское государство вступило во владение имуществом поздних переселенцев, однако забыло зафиксировать смену владельца в кадастре. И здесь изгнанники, планирующие подать виндикационные иски в польские суды, надеятся на скорый успех.
Однако вероятность выиграть много процессов невелика. Бывшие проживавшие в фашистской Германии немцы не найдут никакого компетентного суда. А бывшему немецкому меньшинству, представители которого сейчас имеют польские паспорта, приходится вместе с поляками ждать принятия закона о реприватизации. Даже шансы поздних переселенцев, которые еще записаны в кадастре как владельцы, не самые лучшие. Потому что, в отличие от Германии, в Польше кадастры не имеют обязательного характера.
Однако сейчас в Польше началась предвыборная кампания, и о деталях не так уж заботятся. "Мы должны защищаться", - это звучит гордо, отважно и патриотично. Сейчас политикам важно только это.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях