Corriere della Sera | 13 сентября 2005 г.
Они заболели работой: 70 часов в офисе
Алессио Альтикьери
Слишком много работать - вредно: это понял даже Тони Блэр, который провел более длинный отпуск, чем раньше, и выступает за менее продолжительный график работы в британских учреждениях. Но много работать - это болезнь, говорит Дон Серратт, гуру "business life", который занимается менеджерами, ведущими неправильный образ жизни. На этой неделе Серратт, американец, работающий в Италии, прочитает в Лондоне курс под названием "Как лечить переутомленного профессионала", чтобы вернуть к жизни руководителей, изнуренных нескончаемой работой. "Те, кто убивает себя работой по собственной воле - больные люди, которые не хотят сталкиваться с жизнью, которая их окружает", - заявил он изданию CORRIERE DELLA SERA. От этой болезни страдает прежде всего семья, оставленная без внимания, вплоть до угрозы распада. Катастрофа.
Американец Серратт основывается на собственном опыте. Он был менеджером крупного инвестиционного банка, когда он погрузился в алкоголизм в 80-е годы. Но ему удалось выбраться из этого туннеля, он понял, что алкоголь и наркотики не причины, а симптомы глубокого заболевания, и основал общество Life Works. Чтобы продемонстрировать, что "жизнь идет", достаточно правильно ее воспринимать. "Слишком много работы - это симптом заболевания". Работа, сама по себе, очень хорошо, она наполняет жизнь, она ставит цель: "Но если ее становится слишком много, это мучение. Это как алкоголь: итальянцы пьют вино и таким образом избегают сердечнососудистых заболеваний, англичане пьют пиво и пьянеют". Он, излечившийся от алкоголя, нашел равновесие: "Тяжелая работа, но я нашел время, чтобы видеться с детьми, спать, заниматься физкультурой". И где найти такое равновесие? "Между 35 и 50 часами работы в неделю: большая продолжительность рабочей недели наносит вред".
Интересная теория, если бы вчера ее не раскритиковала Financial Times, издаваемая как раз для менеджеров. В среде банкиров и предпринимателей высокого ранга, которыми занимается Серратт (он возвращается к нормальному существованию при помощи различных видов лечения, включая акупунктуру, йогу и диеты), журналист Лаки Келлауэй не видит чрезмерно большого числа разрушенных жизней. Это правда, что супруги не часто видятся, что проводят в офисе до 70 часов в неделю, "но то, что они хорошо зарабатывают, проявляется во многом": посмотрите, "их жены с дорогими украшениями в волосах и миленькими сумочками, дни заполненные игрой в теннис, завтраками с подругами и расслабляющим шоппингом в Harvey Nichols. Это еще одна болезнь, но уже от полнейшего благополучия.
Дискуссия открыта. Серратт остается при своем мнении, на его стороне большое число банкиров, которые просят о помощи: "Проблема заключается в самих банках: они делают вид, что работают бесконечно, если сказать им, что можно закрыться и в пять часов вечера, то на тебя посмотрят как на сумасшедшего, отправят тебя домой, но навсегда". Альтернатива между работой, которая тебя убивает, и увольнением: "Иногда, да, тебе приходится говорить шефу, что ты уходишь с работы, чтобы сходить на игру с участием твоего сына. И послушай, что он тебе ответит". Келлауэй не верит, что работа - это ширма, за которой кроется депрессия: "Люди в депрессивном состоянии, напротив, не могут работать. Упорная работа дает удовлетворение и обычно хорошо вознаграждается".
Естественно, если бы речь шла только о банкирах, то не стоит, со всем к ним уважением, слишком о них беспокоиться: эта категория знает, как за себя постоять и защититься. Но таинственная болезнь менеджера может нанести удар на любом предприятии, как утверждает ученый Манфред Кетс Де Ври, изучающий динамику руководства (и преподает этот психоаналитический курс в бизнес-школе в Фонтенбло). По мнению Кетса Де Ври, болезнь менеджеров - это неуверенность, боязнь того, что вскроется, сколько на самом деле они стоят, иными словами, мало. Это "невротические лгуны", работающие очень много, чтобы скрыть свои реальные способности. Таким образом, болезнь касается абсолютно всех. Важно понять, когда босс достигает своего предела: если твой шеф человек, стремящийся к совершенству, педант, неспособный доверять, который своими тревогами превращает офис в ГУЛАГ, то он "невротический лгун".
Он разрушает себя и предприятие.
И тебя тоже: скажи ему, чтобы он прекратил так себя вести.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях