Der Spiegel | 13 сентября 2007 г.
Верный пес Путина
Уве Клусманн
Появление еще одного приверженца жесткой линии: будущий российский премьер-министр Виктор Зубков - старый аппаратчик, неизвестный российскому обывателю. Своим продвижением по службе он обязан верности президенту Путину - и тесным связям со спецслужбами
Владимиру Путину нравится преподносить сюрпризы неожиданными ходами в кадровой политике не только общественности, но даже своему ближайшему окружению. Имя Виктора Зубкова, кандидатуру которого на посту главы правительства по воле Путина Госдума утвердит в пятницу, широкой общественности в России ни о чем не говорит. Но зато о 66-летнем политике с уважением отзываются заслуженные офицеры спецслужб.
В советское время он был первым заместителем председателя Леноблисполкома, а с 1991 года работал заместителем Путина в Комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. Через 10 лет Путин назначил его главой Федеральной службы по финансовому мониторингу при Министерстве финансов. С марта 2004 года служба стала самостоятельным ведомством, в задачу которого входило расследование случаев отмывания денег в особо крупных размерах. Глава этого ведомства, неохотно появляющийся на публике Зубков, считается сторонником жесткой линии.
Среднестатистическому россиянину ничего не говорило в свое время и имя нынешнего премьера Михаила Фрадкова. Он, занимая должность главы правительства, формально считался вторым человеком в государстве, но был политиком без собственного "профиля". Так что и новость о его отставке была воспринята преимущественно с безразличием.
Между спецслужбами и страхованием
Полный мужчина за 50, двойной подбородок которого практически покоился на груди, в течение 3,5 лет действовал по указке президента Путина. А Путин умеет ценить такую преданность - Фрадков будет награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" первой степени - высшей наградой прилежного госслужащего. Его предшественник Михаил Касьянов, которого в феврале 2004 года Путин отправил в отставку, не получил на прощание никакой награды. Вместо этого, став оппозиционным политиком,он теперь сталкивается во время демонстраций с неприкрытой агрессией путинской милиции. От Фрадкова же немыслимо ждать перехода в ряды оппозиции.
Карьера Фрадкова, как и Путина, с ранней молодости была связана со спецслужбами: еще в 23 года сын родителей-евреев, окончивший Академию внешней торговли, с дипломом "экономического советника" - излюбленная легенда советских разведчиков - был направлен в советское посольство в Индии. От руководителя отдела в Министерстве внешних экономических связей СССР он поднялся в конце советской эры до заместителя министра внешней торговли новой России. Будучи образцовым чиновником, он с одинаковой отдачей работал при Ельцине, а затем при Путине, как и при Брежневе.
После недолгого периода в качестве председателя совета директоров крупного московского страхового общества, в 2000 году при Путине он был назначен первым заместителем секретаря Совета безопасности России. Возглавлял его в то время нынешний вице-премьер Сергей Иванов, доверенное лицо Путина. Именно Иванов, по всей видимости, рекомендовал Путину в 2004 году кандидатуру Фрадкова на пост главы правительства. В Совете безопасности Фрадков считался глубоким знатоком мировой экономики, в том числе ее теневых и преступных финансовых потоков.
Потребность в жестких политиках
Итог деятельности бюрократа Фрадкова как премьера не представляет из себя ничего интересного. Несмотря на экономический рост, составляющий более 6%, и растущие доходы от продажи нефти, страна еще далека от перехода к современным высоким технологиям, чего Путин постоянно требует. Пропасть между богатыми и бедными, между процветающими и отсталыми регионами растет. На Северном Кавказе, прежде всего в республике Ингушетия, целые районы находятся на грани вооруженных беспорядков.
Военная агрессия в бедных мусульманских административно-территориальных районах на Кавказе разрастается еще и в контексте зла, которое стало еще коварнее во времена премьерства Фрадкова: речь идет о всеобъемлющей коррупции. Услужливый бюрократ Фрадков практически ничего не сделал, чтобы ее победить. По своему характеру он не тот человек, который может "закручивать гайки", к чему все очевиднее подталкивают товарищи из спецслужб своего президента.
Один московский журналист однажды пошутил, что Фрадков на самом деле не кто иной, как одессит Жванецкий - сатирик, который действительно чем-то похож на отправляющегося в отставку премьера. Однако сезон для комиков, похоже, подошел в Москве к концу. Возрос спрос на политиков, "вытесанных из твердого дерева".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях