Статьи по дате

InoPressa: тема дня | 14 февраля 2007 г.

Путин не боец холодной войны - он просто хочет делать бизнес

Обзор прессы

В среду западная пресса продолжает активно обсуждать речь российского президента Владимира Путина на конференции в Мюнхене.

The Financial Times в редакционной статье "Путин выходит на мировую арену за контрактами" указывает на то, что российский президент натравил своих противников друг на друга в Мюнхене, грубо напав на американскую односторонность, и тут же отправился на Ближний Восток интимно поболтать с некоторыми из ближайших союзников США, включая Саудовскую Аравию.

Каковы цели российского президента? Ответ: возможно, они гораздо скромнее, чем возвещают набатные колокола в Вашингтоне и Брюсселе. Это не борьба за союзников по окончании холодной войны и в начале новой конфронтации, а лишь желание снова считаться игроком на более широкой арене, пишет газета.

Речь идет еще и о бизнесе. Путин ездит по региону в окружении руководителей российского бизнеса - не только "Газпрома", "Лукойла" и "Роснефти", но также глав российской железнодорожной фирмы, производителя автомобилей "Автоваз" и атомной энергетики. Москва ищет контракты.

"Чего хочет Путин, так это превратить Россию из обычной региональной фигуры в игрока в областях, которыми долго пренебрегали", - говорит Бобо Ло, возглавляющий российско-евразийскую программу в лондонском Chatham House. И у Путина есть возможность это сделать, поскольку даже в такой стране, как Саудовская Аравия, понимают, что США, увязшие в Ираке, уже не тот союзник, что прежде.

Die Welt также называет визит Путина на Ближний Восток своеобразным бизнес-турне.

Ковры из цветов, золотые украшения и восточные сладости сделали визит российского президента Владимира Путина на Ближний Восток после жаркой вербальной битвы на конференции по безопасности в Мюнхене еще более приятным. Сырьевая держава Россия стремится к более тесному союзу с газовыми и нефтяными экспортерами и ищет пути выхода на международную арену.

The Washington Post в статье "Момент, который Путин не должен упустить" пишет: если бы Путин был кандидатом в президенты США от демократов, его выступление можно было бы счесть стандартной предвыборной речью. Но, прозвучав из уст президента России, острые высказывания заставили политические умы задуматься о перспективе новой холодной войны.

Автор статьи присутствовал в зале во время речи Путина и услышал в ней не столько воинственность, сколько обиду, хотя в голосе Путина "звучала гордость, дерзость, язвительность - российский лидер держался вызывающе".

Слова Путина, возможно, прозвучали резко для американцев, пишет он, но они отражают горькое чувство, распространенное в России. Его поколение россиян выросло в стране, которая обладала статусом "сверхдержавы", и они не хотят, чтобы их сбрасывали со счетов. Путин, бывший офицер КГБ, обладатель черного пояса дзюдо, постоянно демонстрирует готовность к драке, отстаивая интересы своей страны, и русским это, очевидно, нравится. В последнем опросе общественного мнения его рейтинг превысил 70%.

Россия вернулась. Страна, которая была близка к краху после падения коммунизма, обрела достаточно уверенности и стабильности, чтобы выступить со словесной атакой на старого соперника. Сейчас пришло время возможностей для новой России. Америка, вовсе не представляя собой ту "однополярную" сверхдержаву, которую описывает Путин, ослаблена войной в Ираке и отчаянно нуждается в союзниках. Если Путин проявит мудрость, то он может получить ключевую роль в разрешении иранского ядерного кризиса - тем самым восстановив часть потерянного Россией дипломатического влияния. Или он может продолжать негодовать, что его страну никто не уважает, и оставить соперника былых времен еще долго выбираться из иракской трясины.

В другом материалеThe Washington Times задается вопросом: "Как ответить на нажим Путина?"

Газета считает, что после речи Путина президент Франции Жак Ширак мог бы гордиться. Но Россия в своей оппозиции заходит гораздо дальше. Многие российские и западные эксперты считают речь Путина объявлением новой холодной войны: Россия добивается стратегического паритета с США и вырабатывает национальное самосознание в противовес Западу.

С точки зрения Вашингтона, худшего времени для выступления Путина быть не могло. Судьба Ирака висит в воздухе, Иран продолжает агрессивные действия, шансы на помощь России в борьбе с ядерными амбициями Тегерана тают. Россия не согласилась оказать необходимый нажим на Иран во время переговоров по резолюции Совета Безопасности ООН 1737 в декабре 2006 года, может отказаться сделать это и спустя несколько недель, когда Совбез вновь обратится к иранскому досье.

Российская риторика основана не только на военной, но также на экономической мощи. Путин публично одобрил идею руководителя Ирана аятоллы Али Хаменеи о создании газового картеля наподобие ОПЕК. Появится ли подобное объединение и превратится ли оно затем в военный альянс, покажет время.

Разговоры о новой холодной войне - это, пожалуй, чрезмерное упрощение новой глобальной мировой системы. Очевидно, что первоначальный период гладких отношений после краха коммунизма закончился окончательно и бесповоротно. Теперь предстоит пересмотреть эти взаимоотношения с реалистичных позиций, считает издание.

Соединенным Штатам следует избегать словесной полемики с Москвой. Действиями, а не словами можно показать Кремлю, что США и их союзники не поддались угрозам, однако не заинтересованы в возобновлении вражды. США должны продолжить сотрудничество с Россией в тех вопросах и областях, в которых есть точки соприкосновения: в энергетике, нераспространении ядерного оружия и космической отрасли.

Наступило время наводить мосты с возможными союзниками русских, чтобы не допустить создания антиамериканских блоков. Кроме того, США должны обратиться к своим традиционным союзникам в Европе и в мире, чтобы те признали изменение стратегического баланса в Восточном полушарии и активнее действовали в интересах взаимной обороны, координировали энергетическую политику и действия потребителей по обеспечению энергетической безопасности.

Французская Le Monde в статье "Владимир Путин обхаживает союзников Вашингтона на Ближнем Востоке" указывает на то, что Саудовскую Аравию "не беспокоят" ни "обиды Запада по отношению к русским, являющиеся пережитком старого конфликта между Атлантическим альянсом и странами Варшавского договора", ни ярлык "нового царя с замашками Сталина, прилепленный к российскому президенту Владимиру Путину как в Европе, так и в США". Об этом писал 12 февраля, на второй день визита Путина в Эр-Рияд, автор редакционной статьи крупной саудовской газеты Al-Riyad.

"Значение имеют наши интересы, наша безопасность и укрепление отношений со всеми, кто может нам гарантировать их соблюдение", - добавляет комментатор. Он также поясняет, что означает помпезный прием, оказанный властями королевства первому российскому президенту, ступившему на их землю.

По завершении визита в Эр-Рияд Путин на несколько часов отправился в Катар, а затем в Иорданию, где он должен был встретиться во вторник с королем Абдаллой II и палестинским президентом Махмудом Аббасом. Эр-Рияд, Доха и Амман - союзники США, но и их беспокоит беспардонность американской внешней политики. По их мнению, особенности политики посткоммунистической России позволяют ей стать противовесом в урегулировании многочисленных региональных кризисов. Это касается, прежде всего, крупнейшей и влиятельнейшей из этих трех стран на региональном уровне и во всем мусульманском мире - Саудовской Аравии.

С точки зрения Эр-Рияда, восстановление сотрудничества с Москвой после долгого охлаждения советских времен и последующей напряженности, связанной с чеченским вопросом, сулит многочисленные преимущества. Саудовская власть решительно настроена диверсифицировать внешние связи во всех сферах, осознав хрупкость своих близких к личным отношений с Соединенными Штатами из-за разногласий, начавшихся после терактов 11 сентября. В этой связи король Абдалла Бен Абдель Азиз в 2005 году, будучи еще наследным принцем и регентом королевства, предпринял визит в Москву.

В отличие от Вашингтона, Москва поддерживает хорошие отношения с двумя "мятежными" странами региона, Сирией и Ираном, чье вмешательство, по мнению США, дестабилизирует ситуацию в Ираке, Ливане и Палестине. Лидеры королевства хотели бы, чтобы Россия воспользовалась своим статусом члена Совета Безопасности ООН для урегулирования этих многочисленных кризисов. Они хотели бы также, чтобы ее участие в "ближневосточном квартете", призванном обеспечить возобновление палестино-израильских переговоров, способствовало принятию беспристрастного решения.



facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru