Al-Hayat | 14 апреля 2004 г.
В интервью Al-Hayat Сергей Лавров изложил позицию России по Ближнему Востоку
Редакция
Министр иностранных дел России Сергей Лавров связывает любой прогресс в процессе реформ и демократизации на Ближнем Востоке с прекращением израильской оккупации палестинских территорий. В своем первом интервью газете Al-Hayat после своего назначения на пост главы российского МИД министр изложил позицию России по различным вопросам, связанным с урегулированием конфликта на Ближнем Востоке. Он подчеркнул необходимость для обеих сторон придерживаться положений "Дорожной карты" и выразил поддержку со стороны Москвы плану ухода Израиля из сектора Газа, который он охарактеризовал как часть выполнения требований международного сообщества по полному выводу израильских войск с оккупированных территорий.
- Как оценивает сегодня Россия ситуацию на Ближнем Востоке и проблемы, связанные с арабо-израильским конфликтом?
- Мне не хотелось бы прибегать к заезженным формулировкам, однако очевидно, что этот конфликт на протяжении многих лет остается одним из главных препятствий на пути стабилизации и установления мира в регионе. Многочисленные попытки международного сообщества добиться его урегулирования, предпринимавшиеся на протяжении 30, если не 50 лет, дали определенные результаты, значения которых не следует недооценивать.
Международному сообществу удалось добиться мира между Египтом и Израилем. Был подписан договор о мире с Иорданией, палестинцы и израильтяне подписали соглашения в Осло, израильские войска ушли из Ливана. Однако всех этих позитивных сдвигов оказалось недостаточно для установления мира и стабильности в регионе. Наоборот, в последние три года насилие не только не прекратилось, но набрало еще большие обороты и приняло опасные формы. Это проявилось в антигуманных акциях против израильского гражданского населения, а также в жестоких действиях Израиля на палестинских территориях. Причины продолжения и эскалации конфликта ясны всему мировому сообществу: они заключаются в сохраняющейся оккупации палестинских земель и неспособности палестинцев в силу тех или иных причин осуществить свои законные права на самоопределение и создание независимого государства. Пока эти проблемы не разрешены, факторы напряженности будут продолжать действовать на Ближнем Востоке, разжигая пламя конфликта. Если эту кровавую рану не залечить, трудно будет говорить о прогрессе или процветании региона. Это касается не только палестинцев и израильтян, но относится ко всем народам региона, потому что процессы демократизации и реформы будут снова и снова наталкиваться на стену недоверия. А эта стена сегодня явно воздвигается, так как в сердцах жителей региона уже накопилось много трагических воспоминаний.
- Не считаете ли вы, что ситуация в регионе свидетельствует о бессилии мирового сообщества, которое, как полагают многие, неспособно влиять на ход событий в той мере, в какой этого требует острота кризиса, и не выдвигает инициативы, способной вдохнуть жизнь в мирный процесс?
- С этой точкой зрения совершенно нельзя согласиться. Мы исходим из того, что мир не может быть установлен против воли самих народов региона. Они (палестинцы и израильтяне. - Al-Hayat) должны прийти к пониманию того, что конфликт невозможно урегулировать с помощью применения силы и что любое жизнеспособное решение может быть достигнуто лишь в ходе мирного процесса. Израильтяне должны осознать: оккупация палестинских земель вредит интересам Израиля и не укрепляет его безопасности. В то же время и палестинцы должны понять, что терроризм наносит ущерб их справедливым требованиям и отдаляет достижение ими полной независимости. Я хочу еще раз подчеркнуть, что мы решительно отвергаем любые попытки разрешить конфликт силой либо террористическими методами.
Что касается международного сообщества, частью которого является Россия, то оно может вносить вклад в достижении долгожданного мира в регионе в различных формах. План "Дорожная карта", который был принят в результате усилий, приложенных Россией в сотрудничестве с членами Четырехстороннего международного комитета по мирному урегулированию на Ближнем Востоке (ЕС, США, ООН и Россия. - Al-Hayat), является механизмом, позволяющим препятствовать ухудшению обстановки. Основной смысл этой инициативы заключается в том, чтобы шаг за шагом, через переговоры и достижение компромиссов по тем или иным вопросам, прийти к укреплению мира и созданию независимого палестинского государства, которое существовало бы в безопасности и мире наряду с Израилем. Это направление остается основой, оно сохраняет свое содержание и свою важность.
- Какие, с точки зрения России, критерии и принципы должны лечь в основу ближневосточного урегулирования?
- Общая основа урегулирования изложена в резолюциях 242, 338, 1397 и 1515 Совета Безопасности, выполнение которых предусматривает совместное сосуществование израильского и палестинского государств в безопасных и признанных международным сообществом границах. Что касается окончательного урегулирования, которое подразумевает решение пограничных вопросов, судьбы поселений и проблемы беженцев, а также проблем, связанных со святыми местами евреев, христиан и мусульман и статусом города Иерусалима, то все эти проблемы, как записано в "Дорожной карте", должны быть решены в рамках соглашения между двумя сторонами; оно должно быть справедливым, реалистичным и принимать во внимание политические и религиозные запросы обеих сторон.
После появления "Дорожной карты" появился ряд других неофициальных планов и предложений по достижению окончательного урегулирования конфликта. Одним из них было известное "Женевское соглашение", содержащее много конкретных пунктов, связанных с проблемами окончательного урегулирования. Эти идеи могут быть в дальнейшем использованы в переговорах между сторонами по окончательному урегулированию. Речь идет о переговорах, сроки начала которых были определены в "Дорожной карте". Естественно, что в ходе обсуждения этих проблем могут возникать разногласия. Однако очевидно, что единственным путем к урегулированию являются переговоры.
- Какова позиция Москвы в отношении настойчивого стремления главы правительства Ариэля Шарона осуществить свой план одностороннего разъединения с палестинцами?
- До сих пор у нас нет ясного представления о деталях израильского плана. Однако мы в любом случае не смотрим на него как на альтернативу "Дорожной карте". Россия решительно исходит из того, что любые шаги, которые предпримет Израиль, должны быть связаны с реализацией "Дорожной карты" и положений, содержащихся в резолюциях 242, 338 и 1397 Совета Безопасности, а также последней резолюции 1515.
Полный уход из сектора Газа и демонтаж там поселений после вывода израильских войск следует рассматривать как важный и позитивный шаг. Однако это всего лишь первый шаг на пути к всеобъемлющему урегулированию, которое предусматривает создание наряду с Израилем палестинского государства, имеющего право на безопасное существование.
Все практические проблемы, которые неизбежно возникнут с уходом израильтян в области обеспечения безопасности и в социально-экономической области, должны быть обговорены с Палестинской администрацией. Некоторые из этих проблем, например судьба построек, права собственности или вопросы аренды, не могут быть решены без консультаций Израиля с Четырехсторонним комитетом. Москва считает, что ответственность за восстановление и оказание помощи сектору Газа должны взять на себя международные организации. Возможно также, что и другие государства региона окажут Палестинской администрации необходимую помощь в установлении порядка и стабильности в Газе, даже если Израиль не рассматривает ПА в качестве партнера по переговорам, так как Палестинская администрация с ее руководством и учреждениями является в глазах международного сообщества единственной легитимной стороной, которая имеет право и обязана осуществлять властные полномочия на палестинских территориях.
С другой стороны, будет неприемлемым, если после ухода из Газы Израиль предпримет в секторе какую-либо военную акцию или попытку уничтожить инфраструктуру, которая будет здесь создаваться. Иначе говоря, немыслимо, чтобы повторилось то, что происходило прежде.
Конечно, палестинцы, в свою очередь, должны приложить все усилия к установлению порядка и полновластия Палестинской администрации, они не должны позволять террористам проводить свои акции. Последствия и результаты окончательного ухода из Газы очень важны, причем не только для палестинцев, но и для всего международного сообщества.
Если повторится ситуация "большой тюрьмы", в которой палестинцы жили прежде, а Израиль вернется к практике ограничения их передвижения, то они не будут рассматривать израильский уход как позитивный шаг. Такой же будет и реакция международного сообщества, которое не признает шагов - возможно, важных и необходимых - предпринятых в порядке односторонних инициатив, например частичного выполнения резолюции 242.
Что касается перемещения поселенцев, то Москва считает, что оно не должно происходить за счет расширения уже существующих поселений н Западном берегу, поскольку это противоречит "Дорожной карте". На определенной стадии нельзя исключать международного присутствия в Газе после ухода оттуда израильтян. Этот вопрос Четырехсторонний международный комитет мог бы решить в ходе консультаций с палестинцами и израильтянами.
Мы вместе с партнерами по "квартету" прилагаем серьезные усилия к тому, чтобы урегулирование в регионе было всеобъемлющим, чтобы параллельно с палестинскими вопросами были урегулированы проблемы, возникшие в иорданско-израильских отношениях, а также положен конец оккупации сирийских Голанских высот, так как без этого невозможно заложить основы справедливого и прочного мира между Сирией и Израилем. И хотел бы отметить, что российская дипломатия будет продолжать активно способствовать приходу всех к комплексному пониманию мира и стабильности на Ближнем Востоке.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях