Libération | 14 апреля 2005 г.
Правозащитники рискуют жизнью
Мари-Лор Кольсон
В Колумбии или Гватемале, чтобы подвергаться смертельной опасности, достаточно быть профсоюзным активистом. В Таиланде - бороться за окружающую среду. В Пакистане - пытаться защищать женщин и детей от нищеты и традиций. Что же говорить о тех, кто пытается в воюющей стране отстаивать права человека или просто помогать гражданскому населению?
Обвиняемые в пристрастной позиции в конфликте, они рискуют жизнью, указывает Центр мониторинга защиты правозащитников в своем ежегодном докладе, опубликованном в четверг. Знамение времени: количество случаев, зафиксированных в 2004 году этим центром, созданным совместно Международной федерацией прав человека и Международной организацией против пыток, по сравнению с прошлым годом удвоилось. 1154 правозащитника и около 200 неправительственных организаций стали объектами репрессивных действий - вплоть до убийств. И это еще не окончательные цифры.
Подобные нарушения случались и раньше. Новым является тот факт, что страны, называющие себя демократическими, оправдывают их защитой правового государства или борьбой с терроризмом. Приоритет "безопасности" служит оправданием для любых злоупотреблений. Это и создание подконтрольных государству "неправительственных" организаций, призванных дискредитировать правозащитников в глазах их спонсоров, и принятие жестких законов "о борьбе с экстремизмом", и необоснованные судебные преследования, и запугивание родственников, и, разумеется, акты насилия.
После Латинской Америки Африка является регионом, где совершается больше всего официально зарегистрированных убийств, отмечается в докладе. От репрессий не застрахован никто - ни персонал гуманитарных организаций, ни адвокаты, ни журналисты. В списке не упоминается имя миссионерки, убитой в феврале уже этого года: единственной виной 74-летней Дороти Стэнг была деятельность по защите прав безземельных бразильских крестьян.
Единственная защита. В предисловии к докладу Люда Юсупова, координатор отделения "Мемориала" в Грозном, подчеркивает: те, кто защищает права человека в Чечне, как и их коллеги в Тунисе или Конго, - это обычные граждане, которые до тех пор, пока государственное насилие или война не вынудили их к этому, часто были далеки от этой проблематики. Рассказывать о своей работе, как это делается в докладе, - нередко единственная их защита.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях