Neue Zürcher Zeitung | 14 апреля 2016 г.
"Исламское государство" пускает корни в России
Даниэль Вехлин
В Москве прольется "море крови", Кавказ будет "освобожден", а в Татарстане будет введен шариат. Таково содержание одного из пропагандистских роликов "Исламского государства" (запрещено в РФ. - Прим. ред.), которые террористическая организация в последнее время начала адресовать России.
"Но сказать, что угроза виртуальна, нельзя, - пишет обозреватель швейцарской газеты Neue Zuercher Zeitung Даниэль Вехлин. - (...) Ведь в настоящее время джихадистское подполье в России проходит через переломный период, многие группировки клянутся в верности ИГИЛ, а это, в свою очередь, может привести к радикальным переменам в стратегии террористов".
В частности, несмотря на то, что российские силовики при помощи бескомпромиссного курса нанесли существенный урон экстремистам на Северном Кавказе, благодаря чему там сократилось число жертв, ослабление исламистского подполья обманчиво, уверен журналист. На самом деле многие влиятельные и харизматичные приверженцы джихада, как подчеркивает издание, переместили свою борьбу на Ближний Восток, где можно действовать намного свободнее, чем на Северном Кавказе. "В особенности чеченцы имеют репутацию бесстрашных, опытных и лояльных воинов. Прозвище "Шишани" - "Чеченец" - стало маркой, - рассказывает эксперт по Северному Кавказу и соавтор нового доклада Международной кризисной группы о российских джихадистах в Сирии Екатерина Сокирянская, отмечая, что многие уроженцы Чечни занимают руководящие должности в ИГИЛ.
Число российских джихадистов на Ближнем Востоке, как говорится далее, только растет, хотя российские власти и пытались предотвратить этот процесс. Правда, как продолжает Сокирянская, так было не всегда: "Перед Олимпийскими играми в Сочи в 2014 году Россия попросту открыла границы для радикалов, желающих поехать в Сирию, никто им не препятствовал, и власти даже мотивировали исламистов". Все это подтверждают, в том числе, многочисленные представители правительства, пожелавшие остаться неназванными, а также расследование "Новой газеты". Была ли это целенаправленная стратегия, не ясно, но тогда - на фоне призыва тогдашнего лидера подполья Доку Умарова ко всем моджахедам региона совершать теракты против Олимпиады - для России было важно быстро и эффективно очистить Кавказ от всех потенциальных угроз, и дело до терактов в Сочи не дошло.
Но таким образом, как считает эксперт, "проблему только экспортировали", и теперь "северокавказское подполье объединилось с мировыми джихадистами". "И воюющие в рядах ИГИЛ российские граждане будут заботиться о том, чтобы Россия продолжала оставаться целью террористов", - утверждает Сокирянская. Тем более, что в последнее время ИГИЛ все чаще выкладывает в сеть угрозы в адрес России, а в октябре организация взяла на себя ответственность за теракт на борту российского пассажирского лайнера над Синаем, унесший жизни 224 человек.
По мнению Сокирянской, многими российскими приверженцами джихада в настоящее время "движет желание отомстить России, вызванное, с одной стороны, трудной ситуацией на их малой родине, а с другой - якобы несправедливым, по их мнению, отношением к мусульманам в мире, которое ИГИЛ еще больше подогрело после российского военного вторжения в Сирию". Также эксперт из-за отсутствия достоверной доказательной базы считает преувеличением слова главы Минобороны РФ Сергея Шойгу о том, что Россия своими авиаударами в Сирии уничтожила две тысячи экстремистов из России. "У России нет повода трубить отбой тревоги. Даже напротив, то, что российские джихадисты найдут пути вернуться для того, чтобы продолжить борьбу с Россией, - лишь дело времени", - утверждает эксперт.
Между тем часть "подполья" уже отреагировала на это: с начала российской военной операции в Сирии оттуда поступают призывы не ехать на Ближний Восток, а вести джихад в России. "И хотя пока ИГИЛ не удалось устроить в России ни одного крупного теракта, многие эксперты уже предрекают ощутимый рост террористической активности как минимум на Северном Кавказе, (...) причем целью террористов могут стать не только силовые органы государства, но и так называемые мягкие цели, то есть гражданские лица. Но самым большим пропагандистским успехом ИГИЛ, без сомнений, стал бы успешный теракт не на Кавказе, а в каком-либо мегаполисе в европейской части России", - подытоживает Вехлин.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях