The Wall Street Journal | 14 августа 2006 г.
Российский закон отрезвляет продавцов
Эндрю Лэнгли
Новый российский закон об алкоголе имеет отрезвляющий эффект не только для орд мучимых жаждой выпивох - он осушил доходы многих мелких оптовиков и розничных торговцев, вынудив многих закрыть свои точки.
Сумбурное внедрение пересмотренных правил в отношении импортного вина и алкогольных напитков в прошлом месяце опустошило полки, оставив на них только пиво и местную водку. Проблемы начались с дефицита новых акцизных марок, затем выплыли дефекты сопутствующего оборудования и программного обеспечения.
Покупатели, лишенные любимых напитков, в гневе, правительственные органы регулярно встречаются для обсуждения возможных путей выхода. Но каким бы ни было решение, для множества мелких импортеров, оптовиков и розничных торговцев будет уже слишком поздно. Их бизнес полностью разрушен, потому что их товар оказался заперт на складе, а банки заморозили им кредиты.
"Пятьдесят процентов розничных магазинов уже перестали продавать алкоголь, - говорит председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству Петр Каныгин. - Некоторые пытаются удержаться на плаву за счет продажи других товаров, кто-то совсем разорился".
Новая система под названием ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система), разработанная подведомственной компанией ФСБ, направлена на прекращение распространения фальсифицированной алкогольсодержащей продукции.
Отныне закон требует, чтобы каждая единица импортного алкоголя была снабжена акцизной маркой с электронным штрих-кодом, который позволяет потребителям и налоговым органам отследить каждую бутылку. Однако серия промахов, в том числе недостаточное количество марок, проволочки в установке оборудования для считывания информации с этих марок и сбои в программном обеспечении создали в новой системе хаос.
Во время недавней прогулки по центру Москвы обнаружилось, что проблема одинаково затронула и дорогие магазины элитного алкоголя, и дешевые винные ларьки. Самые крупные алкогольные торговые сети пока держатся за счет замены иностранных напитков дешевым российским шампанским и водкой.
Полки, предназначенные для импортных напитков, пусты. Примерно половина импортеров страны исчезли, и, по словам Каныгина, с момента введения нового закона, 1 июля, количество оптовиков сократилось с 400 с лишним до 260. "Банки практически перестали выдавать им кредиты", - говорит он.
В 2005 году в страну было завезено алкоголя на 1,2 млрд долларов. Большая часть этого алкоголя - вино и спиртные напитки. Благодаря этому создалась целая индустрия импортеров, оптовиков и розничных торговцев. Виски, коньяк, ром и текила, потребляемые в России, - почти полностью импортированные. По данным исследовательского агентства "Бизнес-Аналитика", на долю импортной алкогольной продукции, в основном европейской, приходится 66% продаж вина.
По разным оценкам, восстановлением запасов продукции розничные торговцы будут заниматься не меньше месяца, а возможно, до конца года.
У импортеров, как правило, имеется все необходимое оборудование, но среди оптовиков дефицит акцизных марок и проблемы с оборудованием очень распространены, говорит пресс-секретарь Ассоциации европейского бизнеса в России Александр Романов, занимающийся вопросами алкогольных компаний, таких как Bacardi International, Diageo, Pernod Ricard и Moët Hennessy Louis Vuitton.
В отчете от 29 июня компания Diageo, самый прибыльный в мире производитель спиртных напитков, сообщает, что ее продажи "пострадали в результате проблемы на алкогольном рынке России, вызванной внедрением новых акцизных марок".
"Для оптовиков ЕГАИС практически не существует", - говорит Романов, добавляя, что в качестве специалистов для установки программного обеспечения часто нанимают местных студентов-программистов, которые меняются каждую неделю. Программ недостаточно, а у тех, у кого они есть, они плохо работают.
Это означает, что продукция не может попасть в магазины и будет лежать мертвым грузом на складах до тех пор, пока проблема не будет улажена.
Разумеется, продажи западных алкогольных компаний в России, "возможно, менее значительны, чем в других странах, но Россия составляет важную часть их бизнеса в том, что касается ожидаемых прибылей", говорит Романов. "Теперь их ожидания тают. Многомиллионные инвестиционные проекты были отложены на неопределенный срок на фоне происходящего".
Правительство регулярно проводит совещания по данной проблеме. Промышленные группы призывают к тому, чтобы перевести ЕГАИС в тестовый режим.
На данный момент кульминацией правительственных усилий стало только распоряжение министра экономики Германа Грефа Федеральной налоговой службе навести порядок в новой системе.
Счетная палата планирует провести расследование, как проходило внедрение новых правил, и является далеко не единственной стороной, недовольной действиями властей.
"Сотни людей лишились работы, что стало прямым результатом этого закона", - говорит Елена Стяжкина, представляющая Северо-Западный федеральный округ РФ для московского дистрибьютора вина Caudal.
Положение компаний усугубляется тем, что они декларировали для налоговых органов лишь небольшую долю зарплат своих сотрудников, что является в России распространенной практикой. Теперь они могут претендовать только на самые основные государственные льготы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях