The Washington Post | 14 августа 2008 г.
Как остановить Путина
Чарльз Краутхаммер
Российско-грузинское прекращение огня, достигнутое при посредничестве Франции, не такое уж важное событие, как кажется на первый взгляд. Его условия меняются, а российская армия продолжает продвигаться. После этого Россия уже оккупировала Гори (место рождения Сталина), по сути разрезав Грузию надвое. Дорога на столицу, Тбилиси, открыта, но, очевидно, премьер-министр Владимир Путин временно предпочел добиваться своих целей военным давлением и уступками Запада, а не голой оккупацией.
Его цели ясны. Они выходят за рамки отсоединения Южной Осетии и Абхазии от Грузии и включения их в Россию. Они выходят за рамки уничтожения грузинской армии, что оставит страну на милость России.
Реальная цель - "финляндизация" Грузии путем устранения президента Михаила Саакашвили и его замены российской марионеткой.
Это объясняет, почему Путин остановил российскую армию (на данный момент), не доходя до Тбилиси. На что никто не обращает внимания в условиях прекращения огня, так это на то, что все будущие шаги - вывод войск, территориальные договоренности, миротворческие силы - должны согласовываться между Россией и Грузией. Однако Россия говорит, что не будет вести переговоры с Саакашвили. Тем самым смена режима становится первым требованием каких бы то ни было продвижений на этом фронте. В ближайшие дни это станет путинским рефреном. Он рассчитывает, что Европа окажет давление на Саакашвили с требованием уйти в отставку или бежать, чтобы "дать шанс миру".
Финляндизация Грузии даст России контроль над трубопроводом Баку-Тбилиси-Джейхан, который является единственным маршрутом, по которому каспийская нефть идет на Запад не по территории России. Трубопроводы - это экономические артерии таких бывших советских республик, как Казахстан и Азербайджан, которые живут за счет экспорта нефти. Москва станет повелительницей Каспийского бассейна.
Подчинение Грузии будет иметь и дополнительный эффект. Это послужит предупреждением для бывших балтийских и восточноевропейских сателлитов о том, что их ждет, если они станут слишком близки с Западом. Это первый шаг на пути восстановления российской гегемонии в регионе.
Что делать? Давайте будем реалистами. Военными средствами ничего не добьешься. Что мы можем сделать, так это изменить путинские расчеты относительно соотношения затрат и выгод.
Мы не лишены ресурсов. Есть ряд мер, которые можно ввести, если Россия не выполнит своих обязательств по прекращению огня:
Приостановить работу Совета Россия-НАТО, созданного в 2002 году с тем, чтобы сблизить Россию с Западом. Дать четко понять, что за приостановкой работы последует роспуск. Совет дает России место за столом НАТО. Вторжение в соседние демократии приведет к лишению этого места.
Запретить вступление России во Всемирную торговую организацию.
Распустить "большую восьмерку". Диктатура Путина давно превратила участие России в этой организации индустриализированных демократий в фарс, однако никто не хотел огорчать медведя исключением. И нужды в этом нет. Из организации просто должны выйти 7 демократий (а если глава Италии Сильвио Берлускони, сочувствующий грузинскому приключению Путина, захочет остаться, они с Путиным могут собираться на ежегодный обед "большой двойки"). Затем же следует немедленно объявить о восстановлении изначальной "большой семерки".
Объявить об американо-европейском бойкоте зимней Олимпиады 2014 года в Сочи. Не поступить так было бы непристойно. Сочи находится в 15 милях от Абхазии, другой грузинской провинции, куда также вторглась Россия. Игры станут увлекательнейшим состязанием между российской, белорусской и ямайской командами по бобслею.
Все эти шаги (за исключением роспуска "большой восьмерки", который должен быть необратимым) могут быть переосмыслены в зависимости от того, как будет действовать Россия: важнее всего и допустимый минимум - это вывод войск из собственно Грузии в Южную Осетию и Абхазию.
Самая решительная и безусловная мера, однако, такова: вновь озвучить поддержку правительству Саакашвили и объявить, что его устранение россиянами приведет к признанию правительства в изгнании. Это будет немедленно понято как формирование нами легальной основы для поставок и поддержки грузинского сопротивления любому созданному россиянами режиму.
Президент Буш может сыграть на своих близких личных отношениях с Путиным, направив ему экземпляр крайне забавного (и беллетризованного) фильма "Война Чарли Уилсона", чтобы напомнить Владу о нашей возможности заставить Россию истекать кровью. Путину не нужны напоминания о грузинских возможностях и давней истории таких же действий грузин в отношении захватчиков.
Буш должен подготовиться к "мини-Катрине" - пока он замешкался в Пекине, хохоча с нашей сборной на пляжному волейболу, Путин полетел в Северную Осетию, чтобы управлять наступлением на соседнюю страну. Буш направляет во Францию и Грузию госсекретаря США Кондолизу Райс. Как раз вовремя. Ее задача должна быть в том, чтобы представить эти санкции, добиться европейского согласия по стольким из них, по скольким возможно, и начать их введение с поправкой на поведение России. И самое важное - предотвратить какие-либо европейские колебания по поводу выживания демократически избранного правительства Грузии.
Карты в наших руках. Мы должны разыграть их. На кону стоит многое.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях