The Independent | 14 декабря 2004 г.
Русский, который рисковал своей жизнью ради Англии
Терри Кирби
Виктор Макаров когда-то поставлял разведданные в Великобританию из самого сердца КГБ. Потом его разоблачили, и он провел пять лет в лагерях. После того как служба MI-6 помогла ему бежать в Великобританию, у него появилась надежда начать новую благополучную жизнь в стране, ради которой он рисковал своей жизнью.
Однако реальность сильно отличалась от его надежд: живя на пособие по инвалидности и немногочисленные официальные подачки, он оказался шпионом, которого "оставили на холоде", ожесточенный и приговоренный к нищете.
Сейчас человек, являющийся живым напоминанием о приметах эпохи, которую обе стороны предпочли бы забыть, возник из небытия: бывший шпион, который хочет потребовать то, что он считает своим по праву.
Макаров, которому сейчас 49 лет, заявляет, что намерен начать бессрочную голодовку, обосновавшись для этого на тротуаре улицы Уайтхолл, где расположены правительственные учреждения, прямо напротив резиденции премьер-министра. Таким образом он хочет добиться ежегодной "пенсии перебежчика". Он говорит: "Для меня это не так уж тяжело. Я был в советском исправительно-трудовом лагере. Я знаю, что такое голод". С собой он берет только спальный мешок для тепла.
История предательства Макарова словно сошла со страниц Джона Ле Карре или Лена Дейтона. Он родился в Москве в 1955 году и был амбициозным молодым офицером спецслужб - он закончил академию КГБ в том же году, что и Владимир Путин, нынешний президент страны. К середине 1980-х он был аналитиком секретного 16-го отдела, где занимались расшифровкой перехваченной дипломатической почты из стран Запада.
Однако растущее недовольство репрессивным режимом его собственной страны и интерес к Западу заставили его выучить английский. Он влюбился в учительницу английского языка Ольгу Биреву, переводчицу и англофилку, которая убеждала его попытаться бежать в Англию и начать там новую жизнь вместе.
Ольга обратилась к своему знакомому английскому бизнесмену, который, как выяснилось впоследствии, работал на MI-6. Секретная разведывательная служба, как это часто бывало в подобных случаях, потребовала услугу за услугу. Макаров рассказывает: "Они хотели, чтобы я говорил им, чем я занимаюсь, и передавал информацию. Потом они были согласны помочь мне уехать".
Почти два года он сообщал важную информацию о том, как его отделение перехватывает дипломатические послания, пытаясь убедить своих связных помочь ему и его подруге выехать из страны. Его вклад впоследствии был оценен экспертами из мира разведки.
Пока британская разведка колебалась, его арестовали по обвинению в предательстве в июле 1987 года, потом в течение пяти месяцев допрашивали - а он ничего не говорил - и, в конце концов, осудили на 10 лет, которые он должен был провести в печально известном трудовом исправительном лагере Пермь-35. Пока он находился в заключении, Советский Союз и Варшавский договор распались. В 1992 году его освободили по амнистии последним политическим заключенным.
В течение ближайших дней после освобождения он связался с MI-6, и, хотя маловероятно, что ему помешали бы покинуть страну легально, его "контрабандой" доставили в Лондон через Ригу и Хельсинки.
Макаров утверждает, что ему обещали солидное финансовое вознаграждение, способное обеспечить достойное существование. Вместо этого его передали с рук на руки службе MI-5, которая организовала для него английский паспорт, нашла съемное жилье, выдала 12 тысяч фунтов и предоставила самому себе.
С тех пор он был вынужден существовать на скудный бюджет, будучи не в состоянии найти себе работу. Все это время он боролся с секретными службами за то, что он считает своим неотъемлемым правом на достойную жизнь.
Пока единственный источник дохода Макарова - пособие по инвалидности, которое ему выдают из-за жалоб на депрессию, которая развилась, по его словам, из-за его положения. Ему выдавали какие-то мелкие суммы с 1992 года, и три года назад, когда он начал судебный иск против правительства за невыполнение обязательств, он получил 65 тысяч фунтов, которые потратил на небольшой домик в графстве Нортумберленд - эту местность он выбрал, потому что она напомнила ему Россию.
Теперь он добивается "пенсии перебежчика" - пенсии такого типа получают другие шпионы, например Михаил Бутков, которому, по сообщениям, сначала выплачивали 100 тысяч в год, а потом 14 тысяч.
Несмотря на то что ему помогли получить новые документы, он говорит, что нуждается в дальнейшем содействии, так как считает , что при президенте Путине его жизни все еще угрожает опасность.
Он говорит: "Я не могу найти работу, потому что я не обучен ничему другому, кроме как быть офицером разведки - а на них сейчас нет особого спроса. Я надеюсь, что мог бы преподавать русский язык в Министерстве иностранных дел, но они не хотят ничего знать. Я чувствую, что меня предала страна, ради которой я рисковал своей жизнью".
Кроме того, он уверен, что службы разведки знают что-то о местонахождении Ольги, которая исчезла сразу после его ареста.
Его адвокат Ногах Офер из лондонской фирмы Hickman and Rose считает, что с ним обошлись несправедливо. "С господином Марковым поступили очень нехорошо. Его использовали, а потом потеряли к нему интерес и бросили его, когда он перестал быть им полезен. Он оказался в полнейшем вакууме".
Так как же долго он собирается просидеть на тротуаре Уйтхолла? "Сколько потребуется. Трудовые лагеря - хорошая школа для такого рода акций".
В Министерстве внутренних дел Великобритании сказали, что не дают комментариев относительно частных дел.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях