The Wall Street Journal | 14 декабря 2004 г.
Российская экономика чувствует холодные объятия Кремля
Гай Чазан, Грегори Уайт
Подъем российской экономики замедлился, так как возросшее давление Кремля на большой бизнес отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности России.
Все началось с падения котировок акций российских компаний на фондовом рынке, а теперь происходит снижение темпов роста во многих отраслях российской экономики. Российские компании испытывают беспокойство и сокращают свои капиталовложения.
Темпы экономического роста замедлились в то время, когда цены на нефть достигли рекордно высокой отметки. Но большая часть доходов, полученных от продажи нефти, не идет на развитие экономики, а откладывается в резервный фонд правительства либо используется для выплаты внешнего долга.
Даже в нефтяном бизнесе происходит снижение уровня инвестиций. В последние годы локомотивом российской экономики являлись нефтяные компании, которые продолжали наращивать объемы добычи нефти. Но в период с октября по январь они сократили свои капиталовложения на 20%, и министр экономического развития и торговли Герман Греф назвал такое снижение "очень тревожным". Добыча нефти также снизилась - с 7% в октябре до 9,5% в июне. Нефтяные компании "нажали на тормоза", что отрицательно сказалось на всех остальных отраслях экономики.
Представители российского правительства утверждают, что нефтяники не наращивают добычу по причине высоких налогов и недостаточной пропускной способности трубопроводов, по которым российская нефть идет за рубеж. Нефтяным компаниям приходится нести большие транспортные расходы, отправляя свой продукт на экспорт по железной дороге и по морю.
Между тем экономисты утверждают, что тот спад, который сегодня начала испытывать российская экономика, станет самым длительным за последние годы.
В минувшую пятницу Министерство по экономическому развитию и торговле наполовину снизило цифру прогноза экономического роста на 2005 год, до 5,8%. Министерство также снизило прогнозы экономического роста на 2004 год до 6,8%, притом что в прошлом году экономический рост составлял 7,3%.
По мнению заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Шаронова, более низкий уровень инвестиций может сократить экономический рост на 3-4% в следующем году.
Заместитель министра заявил, что в стране сложилась "атмосфера презумпции виновности", когда "каждый ожидает, что он или его партнеры, соседи или конкуренты будут названы". Поэтому люди предпочитают прятать свои деньги, а не инвестировать их в экономику, отметил Шаронов.
Шаронов - один из тех российских либералов, которые высказывают обеспокоенность в связи с влиянием дела ЮКОСа на экономику страны и из-за чрезмерной активности налоговых органов. Эти либералы пытаются убедить Путина в том, что нужно попридержать пыл налоговиков, а также провести реформы в экономике, такие как либерализация энергетического сектора, реформы слабых российских банков, а также прекратить вмешательство государства в бизнес.
Либералы обращают внимание на то, что Россия не смогла создать многопрофильную экономику, основанную не только на нефти и газе, и экономика задавлена бюрократическим вмешательством.
Помимо дела ЮКОСа, есть и другие причины экономических проблем в стране. Российские производители получили большой стимул для развития в 1998 году, когда произошла девальвация рубля. Но в последние годы приток доходов в твердой валюте от продажи нефти укрепил позиции рубля, и россияне вновь обратились к импортным товарам, которые являются более дорогими по цене, но лучше по качеству, чем товары отечественных производителей. Так, в период с января по ноябрь этого года импорт в Россию из стран "дальнего зарубежья" повысился на 30% по сравнению с прошлым годом.
Снижение темпов роста российской экономики может стать еще одной "головной болью" для Владимира Путина, который построил свою популярность на улучшении экономической ситуации в России после кризиса 1998 года и поручил правительству за 10 лет увеличить валовый внутренний продукт вдвое. Для того, чтобы достичь этой цели, экономический рост в России в каждом году должен составлять более 7%, но пока такие показатели не стали реальностью.
Уже сегодня есть признаки того, что население, потрясенное атаками террористов, начинает разочаровываться в президенте. Согласно данным опроса общественного мнения, проведенного Левада-Центром в ноябре, 51% из 2100 опрошенных считают, что страна движется в неверном направлении, а 75% респондентов разочарованы экономической политикой правительства.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях