The New York Times | 14 декабря 2005 г.
Постсоветские выборы и преследование наблюдателей
Си Джей Чиверс
В начале этого года, когда наступил новый президентский срок Буша, американский президент рассказал о своих мечтах, которые казались очень привлекательными для многих людей, живущих в странах с неразвитой демократией или в условиях автократических режимов бывшего Советского Союза. "Политика Соединенных Штатов, - сказал Буш, - заключается в том, чтобы создавать и поддерживать рост демократических институтов в каждой стране, с конечной целью покончить с тиранией во всем мире".
11 месяцев спустя эти планы Буша сталкиваются со скрытым, но в то же время целенаправленным сопротивлением на территории, которая раньше находилась под влиянием Москвы. Полем битвы стали выборы, которые часто являются показателем политического здоровья нации. Предметом споров стали базовые вопросы - что такое развитие демократии? И кто имеет право давать оценку уровню демократии?
На большей части территории бывшего Советского Союза, ныне покрытой лоскутным одеялом коррумпированных и плохо функционирующих государств, где авторитарные режимы оказались живучими, а политическая либерализация застопорилась, обычным делом на выборах стали фальсификации и подтасовка результатов. От зловеще пустынных избирательных участков в Чечне до абсолютных побед президента Узбекистана Ислама Каримова в Узбекистане, посткоммунистические правительства часто манипулируют результатами выборов, пытаясь придать налет легитимности людям, которые явно не являются демократами.
Сейчас Россия, встревоженная народными восстаниями, которые последовали после сфальсифицированных выборов в Грузии, на Украине и в Киргизии, ведет за собой многие постсоветские государства в попытке предотвратить честное обсуждение нарушений, допускаемых на выборах. В этой связи готовится спланированная атака, и ее мишень - подразделение ОБСЕ, которое является главным наблюдателем за выборами в странах бывшего "железного занавеса". И атака против наблюдателей может стать публичным оскорблением политики Буша.
Соединенные Штаты дали понять, что они полностью доверяют мнению этой европейской организации о ходе выборов. Но, в то время как Соединенные Штаты оказывали публичную поддержку миссии наблюдателей ОБСЕ, Кремль и многие из его бывших союзников избрали противоположный курс.
Цель здесь понятна: ослабить западных наблюдателей, отличающихся объективностью, и вместе с тем создать альтернативный институт наблюдателей для общественного потребления.
Европейская организация по мониторингу выборов, известная как Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), отправляет в страны, где проходят выборы, миссии наблюдателей на короткий или длительный срок. Эти группы наблюдателей анализируют каждый период и каждый день предвыборной кампании, в том числе процесс регистрации избирателей и кандидатов, проверяют процедуру голосования и подсчета бюллетеней, анализируют степень использования административного ресурса, смотрят, как предвыборная кампания освещается в средствах массовой информации, и так далее. В ходе своего мониторинга наблюдатели составляют отчеты о выборах.
В последние годы наблюдатели зафиксировали нарушения на выборах в странах, чьи лидеры позже оказались свергнуты в результате народных волнений. После того, как наблюдатели критически отозвались о президентских выборах 2004 года, в которых участвовал Владимир Путин, Россия стала относиться к отчетам Бюро по демократическим институтам и правам человека как к провокационным документам. "Автономность БДИПЧ переросла в бесконтрольность, и с этим мириться нельзя ", - заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров на ежегодном заседании глав МИД стран - участниц ОБСЕ в столице Словении Любляне. Также Лавров сказал о том, что необходимо "ввести ясные и транспарентные принципы и правила формирования миссий для наблюдения за выборами".
Между тем руководители наблюдательных миссий категорически не принимают такие упреки. "Мы лишь держим зеркало, - говорит директор Бюро Кристиан Строхал. - Может быть, не всем людям нравится видеть свое отражение в зеркале. Но если они разобьют зеркало, внешность все равно не изменится".
Сделанное Лавровым заявление было только составной частью этой атаки. Работая с Белоруссией, Киргизией и Таджикистаном, Россия также стремится ввести такие правила, которые сократят полномочия наблюдателей и лишат их возможности оперативно обнародовать свои отчеты. Это предложение было осуждено правительствами Соединенных Штатов, и пока что наблюдатели оказались в безопасности от подобных нововведений.
Но перед европейскими наблюдателями возникают все новые препятствия.
Страны СНГ стали направлять на выборы своих наблюдателей, которые публикуют отчеты о выборах, напоминающие по форме отчеты европейских наблюдателей, но в которых недостает конкретных деталей. Эти наблюдатели делают выводы, противоположные выводам европейских наблюдателей, и затем выступают по местному телевидению, заверяя граждан, что демократия в бывших советских республиках продолжает развиваться.
Так, в ходе выборов в Азербайджане европейские наблюдатели отметили, что государство активно использовало телевидение в качестве административного ресурса, а подсчет голосов на 43% избирательных участков был "очень плохим" и "плохим". Группа наблюдателей под российским руководством отметила, что телевизионные передачи были "сбалансированными". Единственное, что обеспокоило российских наблюдателей, - это несмываемые чернила, которыми, в рамках поощряемой Западом программы, на избирательных участках ставились отметки на руки избирателей, с тем чтобы они не могли проголосовать несколько раз. По мнению российских наблюдателей, такие чернила могут нанести вред здоровью избирателей.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях