The Wall Street Journal | 14 декабря 2005 г.
Кандидаты в ВТО недовольны медлительностью процесса
Грегори Уайт
Некоторые крупнейшие страны из тех, что стремятся вступить в ВТО, проявляют все большее беспокойство по поводу затянутого процесса приема - входящие в ВТО государства требуют все больших уступок от кандидатов.
После более 10 лет переговоров Россия, Украина и Вьетнам надеялись, что на министерской конференции ВТО, которая пройдет на этой неделе в Гонконге, будет принято решение о присоединении этих стран к ВТО. Теперь такая перспектива отодвигается как минимум до следующего года, и у кандидатов усиливается раздражение по поводу предъявляемых к ним требований, которые многие кандидаты считают несправедливыми.
"На сегодняшний день мы уже сделали все, что смогли, - сказал один высокопоставленный российский чиновник. - Больше мы не можем делать никаких уступок".
У Украины также были большие надежды на быстрое вступление в ВТО после того, как в прошлом году в результате народного восстания к власти пришло прозападное правительство. Но переговоры о вступлении Украины зашли в тупик. После того как один из высокопоставленных чиновников ВТО заявил в ноябре, что вопрос вступления новых стран в ВТО в этом году потерял свою актуальность, официальный представитель Украины сказал, что в подобных комментариях нет никакого прока и они могут лишь еще более замедлить процесс вступления Украины в ВТО.
Во Вьетнаме показывают пальцем на северного соседа. "Китай извлек наибольшие выгоды из процесса вступления в ВТО, и сейчас они наводнили рынок своими товарами, - говорит Нгуен Ван Дунг, вице-президент торгово-промышленной палаты Вьетнама. - Когда же мы завели речь о вступлении в ВТО, нам выдвинули массу новых условий".
Вступление в ВТО - организацию, в которой состоит 149 государств, - это всегда долгий процесс, который требует после многосторонних переговоров в Женеве проведения отдельных переговоров о заключении индивидуальных торговых соглашений с определенными членами ВТО. После принятия в ВТО государство получает выгоду в виде отмены торговых ограничений, доступ к системе разрешения споров и возможность влиять на принятие новых правил ВТО. Вступление в ВТО может также поддержать либерализацию экономики в своей стране.
Лидеры Китая, экономический рост которого зависит от экспорта, упорно проталкивали свою страну в ВТО, проводя реформирование экономической политики.
Китай вступил в ВТО в конце 2001 года. В рамках соглашения о вступлении Пекин пообещал бороться с кражами интеллектуальной собственности, особенно с производством пиратских дисков CD и DVD. Критики Китая из числа представителей сферы развлечений, прежде всего в Соединенных Штатах, говорят, что меры в этом направлении недостаточны.
Опыт принятия в ВТО Китая повысил внимание к проблеме интеллектуальной собственности на переговорах с другими кандидатами, сообщают близкие к переговорам западные официальные лица. В результате к новым кандидатам часто предъявляются повышенные требования.
При этом американские и европейские официальные лица заявляют, что, так как в основе ВТО лежат правила регулирования торговли для стран-участниц, страны, уже входящие в ВТО путем предъявления новых требований к кандидатам хотят обеспечить гарантии выполнения ими своих обещаний.
"Когда вы вступаете в ВТО, вам всегда будет казаться, что переговоры являются неравноправными", - говорит один из чиновников Евросоюза, занимающийся регулированием вопросов торговли. Но, по его мнению, ВТО "предъявляет вполне объективные требования".
К примеру, Вьетнам на спешил проводить реформу финансового сектора и сферы бизнеса. Новый закон, включающий в себя свод правил для вьетнамских и иностранных инвесторов, вступит в силу в этой стране к середине 2006 года, пройдя 18 чтений. Закон поощряет инвестиции и устанавливает арбитражные процедуры для разрешения споров между вьетнамцами и иностранными партнерами.
Фред Бурке, руководящий партнер юридической фирмы Baker&McKenzie во вьетнамском городе Хошимин, указывает, что Вьетнам слишком медленно реализует на практике двустороннее соглашение 2001 года с Соединенными Штатами, которое открыло возможности иностранным предприятиям заниматься импортом и продажами на его территории. "И это не вызвало восторга международных бизнес-кругов. Между тем Вьетнаму нужна лоббистская поддержка этих кругов для присоединения к ВТО", - говорит Бурке.
Что касается России, то затянувшиеся переговоры с ней дали партнерам шанс проверить, как Москва выполняет данные обещания. В некоторых случаях результат проверки разочаровал торговых партнеров Москвы. На переговорах о заключении двустороннего соглашения с Европейским союзом в 2004 году, которые считались ключевым этапом в процессе присоединения России к ВТО, Россия согласилась к 2013 году перестать взимать с европейских авиакомпаний высокую плату за право пролета над Сибирью. Представители Евросоюза заявляют, что эта плата, которая была установлена еще в советский период, когда воздушное пространство страны было закрытым, равнозначна прямому субсидированию европейцами российского "Аэрофлота".
Переговоры тянутся более года, и обе стороны все еще продолжают торговаться по поводу деталей - и Москва продолжает требовать, чтобы платежи сохранились на сегодняшнем уровне - около 330 млн евро в год.
Российские официальные лица заявляют, что вопросы гражданской авиации не находятся в ведении ВТО, но официальные представители Евросоюза говорят,
что под угрозой оказались основополагающие принципы ВТО.
Европейские авиакомпании, которые в течение десятилетий подвергаются тому, что они называют вымогательством со стороны "Аэрофлота" и российского правительства, извлекли хороший урок: любое соглашение с Россией должно быть заранее обговорено до малейших деталей.
Аналогичным образом официальные лица Евросоюза и США продолжают утверждать, что, по их мнению, Москва произвольно использует санитарные и ветеринарные нормативы для того, что сократить экспорт сельскохозяйственной продукции государств ЕС в Россию.
"Каждый раз, когда мы думаем, что мы уже решили проблему, она появляется вновь", - говорит американский чиновник, занимающийся вопросами торговли.
Вопросы, связанные с сельскохозяйственной продукцией, одни из немногих, которые остались неразрешенными на переговорах России с Соединенными Штатами - последней крупной страной, с которой Москва еще не заключила индивидуальное соглашение о вступлении в ВТО. Российские официальные лица надеялись достичь договоренности к концу года, тем самым создав перспективу вступления России в ВТО следующим летом. Но на прошлой неделе высокопоставленный представитель российской стороны выразил сомнение, что соглашение будет заключено в указанные сроки, и это может задержать вступление России еще на год.
Главным камнем преткновения остается проблема интеллектуальной собственности, так как американские официальные лица пытаются оценить, действительно ли принимаемые в последнее время российской стороной жесткие меры по отношению к пиратству принесут долгосрочные результаты, в отличие от предыдущих попыток.
Вашингтон также настаивает на том, чтобы Россия предоставила больший доступ для работы на ее рынке иностранных банков и страховых компаний, а также снизила тарифы для иностранных авиакомпаний. Официальный представитель американской стороны сообщает, что если Москва и Вашингтон достигнут соглашения, то останется финальная часть процесса присоединения к ВТО - многосторонние переговоры в Женеве.
Российские официальные лица заявляют, что они намерены придерживаться стандартов ВТО, в частности потому, что вступление в эту организацию поможет вернуться к застопорившейся либерализации экономики.
Но многие торговые партнеры Москвы считают медленный темп процесса переговоров проблемой. "Многие считают, что переговоры идут медленнее, чем следует, вследствие отсутствие консенсуса в правительстве по вопросу о том, что должно являться приоритетом для принятия страны в ВТО", - говорит близкий к переговорам официальный представитель Евросоюза.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях