Berliner Zeitung | 14 декабря 2006 г.
Знакомы ли вы с Литвиненко?
Кристиан Эш
Журналистка Елена Трегубова критикует режим Путина и боится за свою жизнь
"Петровка, 38" означает для русского уха то же самое, что и "Скотланд-Ярд" для британского. Адрес Московского уголовного розыска еще с советских времен фигурирует почти во всех детективах; и, как раньше, там во внутреннем дворике стоит бюст Феликса Дзержинского. В этом здании в феврале 2004 года допрашивали журналистку Елену Трегубову. Накануне во время взрыва у дверей ее квартиры она чудом избежала смерти: у подъезда ее уже ждало такси, но она задержалась у зеркала. В это время у дверей прогремел взрыв. Повезло!
Но интерес уголовного розыска к странному событию проявился лишь в стремлении допросить ее. И следователь не знал, как реагировать на ее ответы. Угрожал ли ей раньше кто-либо? Да, сказала Трегубова, министр печати Михаил Лесин велел передать ей, что публикацией книги "Байки кремлевского диггера" она сама себе выписала "волчий билет". Но, будем надеяться, что под этим он имел в виду только запрет на профессию!
Следователь поперхнулся. Есть ли у нее враги, люди, которые к ней плохо относятся? "Ну да, мне рассказали, Путин был в ярости после того, как прочитал мою книгу". Беседа никак не клеилась. Под конец, когда она уже подписала краткий протокол, следователь мимоходом спросил ее: "Знакомы ли вы с небезызвестным Литвиненко?"
Елена Трегубова не знала Литвиненко, во всяком случае, лично. Но то, что она, простая журналистка без связей в спецслужбах, находится в крайней опасности, сейчас ей снова напомнило убийство Литвиненко. На этой неделе она собиралась приехать в Германию на презентацию своего политического бестселлера. Но потом, как сообщает ее немецкое издательство, она отказалась от поездки: контакт с западной общественностью представляет "в данный момент угрозу ее жизни".
Но и в ее отсутствие в последние дни эта книга привлекла к себе всеобщее внимание. Как и в России: с 2003 года здесь продано более 300 тысяч экземпляров "Баек кремлевского диггера", их продолжение "Прощание кремлевского диггера" разошлось за первые две недели в 50 тысячах экземпляров. Немецкое издание "Мутанты Кремля" включает в себя оба произведения.
Здесь собрано многое: портрет Путина, взгляд на Кремль изнутри, короткая история свободной журналистики в России, ода в защиту демократии - и все это в стиле глянцевого журнала. Это плохо написанный шедевр, обнажающий механизмы власти, притом что речь в нем идет исключительно об отдельных личностях, прежде всего, о личности автора - женщины исключительно самоуверенной. Увлекательная, очень смешная и очень удручающая книга.
Трегубова в течение нескольких лет, работая в основном на уважаемую газету "Коммерсант", входила в пул журналистов, аккредитованных при Кремле. Родившаяся в 1973 году, она начала писать в начале 1990-х. Она была свидетелем зарождения свободной журналистики в России, затем - тучных лет после переизбрания Ельцина в 1996 году, когда все расходы покрывались за счет враждующих между собой олигархов, и, наконец, их исчезновения при Путине. Она сопровождала Ельцина в его поездках и, видя его вблизи, понимала, насколько он болен и невменяем, но при этом харизматичен, и насколько искренне он заинтересован в свободных средствах массовой информации.
Вблизи она наблюдала и Путина - ближе и раньше, чем другие. В этом для российского читателя были обаяние и сила ее книги: она описывает, как в 1998 году Путин - тогда еще глава ФСБ - пригласил симпатичную журналистку отметить "день чекиста", как сначала ему пришлось ее долго ждать в закрытом суши-баре, а затем - перед обувной мастерской, так как у нее сломался каблук. Ситуация флирта между "Леночкой" и "Володей" делает из будущего президента мужчину - такого же, как любой другой, скорее неинтересного, и Трегубова с женской прохладцей констатирует: "дворовое обаяние", "заурядный интеллект", "вполне среднее советское образование". Она не верит в успехи хилого мужчины в дзюдо, она также считает завышенной оценку его политических возможностей. Однако он, типичный представитель секретных служб, умеет копировать мимику своего визави и тем самым входить к нему в доверие. Зато на телевидении он проигрывает - ему не хватает той эмоциональной теплоты, которая была у Ельцина.
Когда в 2000 Путин приходит на смену Ельцину, Трегубова теряет свою аккредитацию в Кремле. Осенью 2003 года, когда вышла ее книга, ей приходится расстаться и с "Коммерсантом". Однако бурю вокруг книги подавить нельзя. Сначала она ходила по рукам в "самиздатовском" варианте. Бурю усилил внезапный запрет передачи НТВ "Намедни", где Трегубова давала интервью в студийных декорациях суши-бара.
Однако хуже цензуры, пишет Трегубова, - готовность журналистов с ней согласиться. Кто работает в кремлевском пуле, тот должен владеть искусством придворного, уметь унижаться. Растерянно она наблюдает за ресоветизацией языка - лишение олигархов власти называется "раскулачиванием" - и отношений. Уже за то, что ее газета перепечатала иностранные комментарии, корреспондент получил выговор от представителя Кремля.
"Мутанты Кремля" - это громкое предостережение против диктатуры в поп-формате; автор сравнивает стиль глянцевого журнала со сладкой оболочкой горькой пилюли. Пожалуй, необходимость в нем была. У кого есть друзья среди олигархов, кто постоянно заявляет о своей приверженности демократии, а также отдает должное свежевыжатому апельсиновому соку, наживает себе в России врагов. Одно то, что "молодая стрекоза из jet-set" (Трегубова) нашла для публикации своей книги единственное издательство Ad Marginem, где печатались национал-большевики Эдуард Лимонов и Александр Проханов, уже свидетельствует о том, как плохо обстоят в России дела со свободой.
Ее немецкое издательство Tropen утратило контакт с автором. Очевидно, она ушла в подполье.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях