The Christian Science Monitor | 14 декабря 2007 г.
В России после Путина будет Путин
Редакция
Российский президент наконец выбрал себе преемника, который продолжит политику Путина
Наконец-то стало известно, кто будет преемником Владимира Путина. Это Дмитрий Медведев, человек из петербургского круга президента. Мир начинает привыкать к новому имени, однако ему следует понять, что за ним кроется имя вполне знакомое. И жесткая, напористая Россия по-прежнему будет оставаться вызовом для Запада.
Путин поддержал молодого, верного ему человека, который Путиным восхищается. Он обязан карьерным ростом до первого вице-премьера и главы государственной газовой монополии своему наставнику. То, что Медведев - бывший профессор права, а не сотрудник КГБ, как сам Путин, дает возможность лучше его контролировать, поскольку за ним не стоит могущественной силовой группировки, которая могла бы его защитить.
Конечно, молодого Медведева, более стройного и щеголеватого и с более гладкой речью, чем год назад, еще предстоит избрать. Но государство и Путин (что теперь одно и то же), стоящие за ним, это гарантируют.
Как именно Путин увековечит свое влияние, не так уж и важно. Он может стать премьер-министром, когда в следующем году истечет его второй президентский срок, как предложил на этой неделе Медведев. А может и не стать. В любом случае Путину стоит верить, когда он говорит, что намерен и дальше сохранять власть, основанную на его "моральном мандате", обеспеченном огромной популярностью.
На этой неделе аналитики назвали Медведева более мягким Путиным с демократическими взглядами и большей готовностью сотрудничать с Западом. Его коллекция рок-музыки группы Deep Purple некоторым образом должна подкрепить эту точку зрения. Но Юрий Андропов, если помните, тоже любил американский джаз - и какое это имело значение?
Заявления Медведева на этой неделе указывают на преемственность, а не отход от России, построенной Путиным. Медведев похвалил 8-летнюю работу своего друга, сказав, что Путин спас страну от "распада" и "гражданской войны". Отношение мира к России также изменилось, сказал он. "К нам не относятся больше как к школьникам. Люди уважают нас и считаются с нами".
Именно за это столь многие россияне благодарны Путину. Западу стоит помнить, как много россиян пострадало от политического и экономического хаоса эпохи Бориса Ельцина. И их унижало зрелище того, как НАТО и Европейский союз прибирают к рукам многие государства бывшей советской империи.
Можно радоваться более сильной, стабильной и процветающей России. Но тревожит то, каким путем Путин достиг всего этого.
Тревожит и косвенное одобрение Медведевым путинского курса - централизации власти, подавления политического и гражданского инакомыслия, национализации нефти и газа, поигрывания военными мускулами (Россия только что вышла из важного договора об ограничении вооружений с НАТО), внешней политики, основанной на энергетическом шантаже (в "Газпроме" Медведев участвовал в выкручивании рук Восточной Европе, перекрывая газовый кран).
Не исключено, что более мягкий и добрый Медведев впоследствии приведет Россию к большей внутренней свободе и более активному сотрудничеству с внешним миром. Ученики обычно находят свой голос и перерастают своих учителей, и Путин, протеже Ельцина, должно быть, это прекрасно знает.
Но если Ельцин был озабочен своим состоянием здоровья и падающей политической поддержкой, то Путин уходит сильным. В обозримом будущем он будет оставаться у власти, а российская нефтяная экономика по-прежнему будет работать. Таков дом, который построил Путин. Таким он пока и останется.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях