Die Zeit | 14 декабря 2007 г.
Путинский кукольный театр
Йоханнес Фосвинкель
В лице Дмитрия Медведева Владимир Путин нашел подходящего кандидата в свои преемники. Но тот, кто приходит в Кремль, очень быстро становится самостоятельным
Политика России походила в последние недели на мыльную оперу, которая в каждой своей серии озадачивала новым поворотом событий. По сценарию, однако, был предусмотрен узкий круг главных действующих лиц. Редко когда кремлевские софиты высвечивали новые лица. Зато те фигуры, которые для развития сюжета больше не требовались, не умирали киношной смертью. Их отправляли за кулисы, на время или навсегда заменяя другими - автор сценария нередко до последнего момента держал все в тайне даже от актеров. Зовут этого кукловода Владимир Путин.
Президент России, возглавив список кандидатов от "Единой России", помог своей партии получить на парламентских выборах около двух недель назад большинство в две трети голосов, которое обеспечило ей моральное право на дальнейшее руководство страной, а в случае необходимости и возможность изменять конституцию. Вот уже несколько месяцев московские политические круги гадают, как Путин будет влиять на власть после окончания второго президентского срока. Согласно конституции, он не имеет права участвовать в президентских выборах третий раз подряд.
В понедельник он заявил о своей поддержке нынешнего первого вице-премьера Дмитрия Медведева как кандидата в президенты. Поскольку, согласно опросам, уже около 40% респондентов заявили, что в любом случае проголосуют за кандидата Путина, это было практически передачей власти. Если, конечно, Путин не вынашивает планы еще какого-нибудь резкого поворота.
Тот, кого предложили, предлагает того, кто предложил, в качестве премьера
Медведев удобен Путину как сравнительно слабый и управляемый кандидат. Он уже оказал во вторник ответную услугу и предложил назначить после президентских выборов Путина премьер-министром. Этот маневр преследует, прежде всего, две цели: он должен подтолкнуть избирателей проголосовать за Медведева, а также сохранить внутреннюю стабильность в Кремле.
Поскольку руководящая элита в окружении Путина совсем не так однородна, как она это демонстрирует, президент, контролирующий политическую сцену России и недавно слишком яро предупреждавший об иностранных врагах, должен на самом деле опасаться внутренней войны кремлевских кланов. Чтобы ее не допустить, Путин практически до самого последнего момента медлил с заявлениями относительно кандидатуры своего преемника.
Эти кланы сформировались за прошедшие восемь лет с допущения Путина, получив доступ к финансовым потокам. В течение нескольких последних месяцев открытую борьбу ведут группировки спецслужб с либералами при помощи компрометирующих статей и "своих людей" в прокуратуре, отдающих приказы об аресте. Первыми жертвами, оказавшимися за решеткой, стали генерал из Роснаркоконтроля и заместитель министра финансов. Чтобы не стать пленником собственной системы, Путин обратился во время парламентских выборов, на деле оказавшихся референдумом в его поддержку, напрямую к народу, а затем назвал кандидатуру Медведева, который не имеет тесных связей ни с одним из враждующих кланов.
При этом Путин остается верен своей кадровой политике: бывший агент КГБ делает ставки на конспирацию, внушение неуверенности и нападение врасплох. Он заставляет в течение нескольких месяцев контрагентов сражаться друг с другом - как потенциального кронпринца Медведева и бывшего министра обороны Сергея Иванова, чтобы испытать их пробивную способность. Затем после театральной паузы следует неожиданное решение.
Осенью этого года Путин часто показывался в обществе Иванова, а в октябре отправил в отставку премьер-министра Михаила Фрадкова. В Кремле прошел слух, что премьерское кресло займет Иванов, автоматически становясь преемником Путина. Но президент задействовал исполнителя из кордебалета, Виктора Зубкова. Новый премьер-министр тут же начал предвыборную кампанию, производя впечатление человека, которого президент наметил на временную роль президента. Но Зубков с советским лаем председателя совхоза не смог бы оказывать влияния на массы и только навредил бы репутации Путина.
Президент пытается всеми силами не допустить поражения. Он никогда не участвовал в публичных битвах кланов. Он представляет политические позиции без привязки к идеологии сообразно с тактической боевой обстановкой. Он использует людей прежде всего как инструменты для сохранения своей власти. Он меняет своих людей ролями, как актеров, чтобы дезориентировать политическую элиту и ослабить процесс формирования группировок. На примере своего импульсивного предшественника Бориса Ельцина он научился тому, что не стоит наживать себе врагов. Он избегает личных санкций и при увольнении обычно предлагает другую должность.
Медведев представляет собой идеальную фигуру в путинской драматургии. Самый молодой в его окружении, он является и самым близким его соратником. Около восьми лет назад Путин в эмоциональном порыве назвал Медведева, наряду с Ивановым и главой ФСБ Николаем Патрушевым, одним из тех, с кем у него существует чувство локтя. Политолог Станислав Белковский называет самым важным для кадровых решений Путина тот факт, комфортно ли он себя чувствует с данным человеком: "Медведев психологически зависим, мягок и податлив. Он всегда был удобен для Путина".
Во время своих публичных выступлений 42-летний Медведев все еще производит впечатление подростка, который широко открытыми глазами и немного пугливо глядит на разнообразие мира. Во время боксерского поединка он сидит в зрительном зале с таким лицом, как будто смотрит балет "Жизель" в Большом театре. Он говорит тихо, будто олицетворяя умеренность, принимает участие в интернет-форумах, посещая, по всей видимости, и критичные по отношению к Кремлю интернет-сайты, и известен своей исторической коллекцией дисков группы Black-Sabbath.
Но за всем этим скрывается опытный аппаратчик, который способен пролезть под любым кремлевским ковром. Будучи главой совета директоров "Газпрома", он управляет огромными ресурсами: финансовыми потоками и позитивным имиджем той компании, которая холодными зимами согревает российские дома.
Питерские либералы против фракции сотрудников спецслужб
Медведев относится к группе питерских либералов. Он, как и Путин, закончил юридический факультет Ленинградского госуниверситета. Если Путин захочет вернуться из премьерского кресла в президентское, лояльный Медведев освободит ему месте скорее, чем другие. Даже в случае отставки Медведева Путин автоматически становится и.о. президента.
Во внутренней политике Медведев курирует национальные проекты в сфере жилищного строительства, образования, здравоохранения и сельского хозяйства, на которые выделено более 5 млрд евро. Они способствовали его выдвижению в ранг социального политика, что на фоне растущей пропасти между бедными и богатыми может сыграть ему на руку.
Запад воспринял выдвижение кандидатуры Медведева после путинских агрессивных выступлений прошедших месяцев как неожиданный вариант политического "голубя" - и вздохнул с облегчением. Медведев никогда не входил в круг российских политиков, подсчитывающих число ракет, нацеленных на Запад. Он считается сторонником либеральной экономической политики и подвергал в свое время критике как развал частного нефтяного концерна ЮКОС, так и концепцию "суверенной демократии", называя это завуалированным уничтожением демократии. Его кандидатура выглядит компромиссным предложением Западу, который за это должен молчаливо взирать на сценарий сохранения власти Путиным.
Нынешняя модель "наследования" не лишена риска. Полнота кремлевской власти подвигает даже самых лояльных на то, чтобы добиваться на посту самостоятельности. Путина должен предостеречь его собственный опыт: летом 1999 года придворные Ельцина позиционировали его как управляемого, блеклого, карманного кандидата. Но уже несколько месяцев спустя Путин не позволил собой управлять и выдворил дочь Ельцина и бывшего главу его администрации из кремлевских кабинетов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях