The Washington Post | 14 декабря 2011 г.
Увольнения журналистов, сдержанная реакция Москвы на митинги - все это воскрешает кремлинологию
Уилл Ингланд
Оппозиция никак не ожидала такой реакции Кремля на акции против подтасовок на выборах, полагает The Washington Post. Кремль проявляет кроткую, даже уступчивую толерантность: в Москве в последние дни не было ни арестов, ни случаев жестокого обращения со стороны полицейских, ни очернительных высказываний, пишет журналист Уилл Ингланд. Во вторник президент Медведев призвал принять реальные меры для устранения ограничений политической деятельности.
В то же самое время "кремлинология" - искусство догадок о том, что в действительности происходит за толстыми кремлевскими стенами, - вновь процветает, пишет автор, поясняя, что теоретически это научное направление исчезло вместе с СССР.
Почему Путин ведет себя тихо? Как трактовать рассуждения Кудрина о создании либеральной оппозиционной партии? Что стоит за увольнением руководителей журнала "Коммерсант Власть"?
Последнее очень многие российские журналисты расценили как сигнал, говорится в статье. Похоже, власти предостерегли их: "Главное - не наши публичные заявления, а наши закулисные действия". Но у газеты есть и другие версии: возможно, по старинной русской традиции, владелец журнала уволил журналистов по своей инициативе, предугадывая гнев повелителя. "А может быть, все проще: кто-то из власть имущих не терпит вульгарности", - замечает автор.
"Коммерсант Власть" принадлежит Алишеру Усманову, одному из богатейших и самых приближенных к власти людей в России, говорится в статье. В последнее время журнал все больше критикует Кремль, а в последнем номере было опубликовано фото бюллетеня с нецензурными выражениями в адрес Путина - подобное в этом издании не практиковалось. Увидев этот номер, Усманов уволил генерального директора и главного редактора.
Российские журналисты заподозрили, что власти нашли косвенный способ отреагировать на протесты красноречиво. Алексей Венедиктов, главный редактор "Эхо Москвы", написал в Twitter, что руководство журнала вряд бы уволили за публикацию оскорбительной надписи про кого бы то ни было, кроме Путина.
Михаил Прохоров вызвался купить у Усманова издательский дом "Коммерсант". Похоже, это тоже сигнал, считает газета. Прохоров позиционирует себя как кандидат в президенты, отстаивающий интересы бизнеса. "Коммерсант", ориентированный на новости деловой жизни, ему хорошо подойдет. "Возможно, Прохоров также намерен развеять опасения, что он тайно сговорился с Путиным, чтобы отвлечь на себя оппозиционеров из среднего класса", - добавляет издание.
Тем временем правительство начало энергичную блиц-кампанию в области пиара, считает автор. Сегодня Путин будет отвечать на вопросы телезрителей, на следующей неделе начнет заседать Госдума нового созыва. "Оппозиция требует повторных выборов, но власть четко дает понять, что считает вопрос закрытым", - пишет автор.
МИД РФ обвинил США в незаконном разгоне членов движения "Займи Уолл-стрит". "Тем самым он косвенно противопоставил действия властей США и сдержанность российских властей, проявленную в Москве в субботу", - говорится в статье.
Между тем Усманов и другие влиятельные союзники могут помочь власти своими закулисными действиями, полагает Уилл Ингланд. Усманов сколотил состояние в металлургии, горнодобывающей и лесной промышленности, что требует тесных связей с правительством и "Газпромом". Для Усманова "Коммерсант" - не предприятие, приносящее прибыль, а просто нечто престижное. "Поэтому Усманов не беспокоится о мнении подписчиков и рекламодателей. Он - богатый инсайдер, и все, что ему нужно, - это чтобы Путин держал его сторону", - говорится в статье. Пока Путин у власти, Усманов не заинтересован в продаже "Коммерсанта".
На взгляд газеты, фотография бюллетеня в журнале определенно была провокативной по российским меркам. "В публичной сфере в России порой изъясняются вульгарно, но настоящие непристойности обычно старательно цензурируются", - поясняет автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях