Libération | 14 декабря 2016 г.
Мухтар Аблязов: "Самое выгодное для Казахстана - чтобы я был ликвидирован в России"
Вероника Дорман
Казах Мухтар Аблязов, банкир, бывший министр и диссидент, не будет экстрадирован из Франции в Москву. Освобожденный, но беспрерывно преследуемый и обвиненный в хищении денежных средств, он хочет организовать оппозицию на расстоянии. Эксклюзивное интервью с Мухтаром Аблязовым взяла журналистка Libération Вероника Дорман.
Проведя более трех лет в тюрьме во Франции, Мухтар Аблязов, диссидент и свергнутый казахский олигарх, был освобожден в пятницу вечером. Госсовет Франции аннулировал акт об экстрадиции в Россию, подписанный в сентябре бывшим премьер-министром Мануэлем Вальсом. 53-летний бизнесмен был арестован в июле 2013 года на богатой вилле на Лазурном берегу, где он скрывался после того, как сбежал из Англии, куда вынужден был срочно уехать из-за того, что его процветающий БТА-банк в 2009 году был принудительно национализирован казахскими властями, говорится в статье.
Для преследования опального олигарха, обвиненного в хищении 6 млрд долларов (5,6 млрд евро) - что Аблязов отрицает, - Казахстан пустил в ход значительные средства, наняв несметное число адвокатов, частных детективов, которые за ним наблюдали и преследовали его сначала в Англии, потом во Франции. Из-за отсутствия конвенции о выдаче преступников между Францией и Казахстаном, Россия и Украина сделали такого рода запрос, удовлетворенный Францией, несмотря на предостережения защитников прав человека о необъективности судебных органов и о грубом обращении в российских тюрьмах, передает издание.
"Каков ваш статус в настоящее время?" - спросил интервьюер.
"Декрет о моей выдаче был аннулирован, Госсовет усматривает, что речь идет о политическом преследовании при подстрекательстве Казахстана через Россию и Украину, у которых нет никакого собственного интереса в деле БТА-банка. Я могу легально находиться во Франции и у меня есть статус политического беженца в Великобритании, который действует на территории всего Евросоюза", - ответил Аблязов.
"Почему Россия требует вашей экстрадиции?" - спросила журналистка.
"Владимир Путин занимается восстановлением Советского Союза, и Казахстан является его главным союзником. Две страны имеют 7 тыс. км общих границ. На территории Казахстана расположен космодром Байконур, существуют нефтяные контракты, политический и военный альянс. Все эти процессы усилились после 2010 года. До 2012 года я успешно защищал свои интересы в России и отбивал атаки. Но как только Путин и Назарбаев заключили окончательный политический договор, все, что я имел в России, было подвергнуто обыску и уничтожено. Лицензия моего московского банка была отозвана по личной просьбе Дмитрия Медведева, который в ходе встречи с Назарбаевым позвонил председателю Центробанка России и попросил "сделать что-нибудь для наших казахских друзей". Мы знаем также, что российские суды получили указания принимать решения в пользу казахской стороны", - рассказал собеседник издания.
"Конфискация вашего банка в 2009 году - это чисто политическая история?" - поинтересовалась журналистка.
"Это незаконная конфискация моей собственности казахскими властями. Назарбаев потребовал, чтобы я ему бесплатно уступил 50% акций банка. Я отказался. Это был самый крупный банк СНГ, с капиталом в 4 млрд долларов. На мое несчастье, газета "Коммерсант" написала, что у меня есть проекты в России, оцениваемые в 23 млрд долларов. Назарбаев испугался. Он мне сказал: "Я боюсь твоих миллиардов. Ты можешь отнять у меня власть, инвестируя эти деньги в оппозицию". Он был откровенен. Он меня предупредил: "Мне не нужны дивиденды, мне нужно тебя контролировать. Если ты не перепишешь банк на меня, я у тебя его конфискую", - ответил Аблязов.
"Какова была ваша политическая деятельность в то время?" - спросил интервьюер.
"Я никогда не оставлял политику, и он об этом прекрасно знал. Казахстан маленькая страна, всем друг о друге все известно. Назарбаев знал, что я финансирую оппозицию, диссидентские СМИ, неправительственные организации и т.д." - сказал Аблязов.
"А ваша безопасность?" - поинтересовалась журналистка.
"Я был хорошо защищен. Мой личный самолет был оборудован камерами, чтобы туда не была заложена взрывчатка. Я передвигался на бронированном автомобиле с вооруженной охраной, - ответил Аблязов. - Я был в курсе всех приказов, которые мог отдать Назарбаев, было много людей, которые могли меня предупредить. Не все люди являются приверженцами режима. Я бы сказал, что на самом деле 80% людей не лояльны режиму".
"Почему вы вернулись в 2005 году в Казахстан, хотя вы уже были там заключены в тюрьму в 2002 году?" - спросил интервьюер.
"Между 2003 и 2005 годом я жил в Москве и вел диссидентскую деятельность. В начале 2005 года я финансировал оппозицию, с тем чтобы она обрушила режим в Киргизии. Для меня было важно, чтобы в одной из постсоветских республик был запущен процесс, чтобы они перешли к правильным реформам. Чтобы это стало примером для Казахстана. В Москве я организовал партию "Демократический выбор Казахстана", зарегистрированную в мае 2004 года. В сентябре этого года я стал жертвой покушения на убийство. Не сумев меня убрать, Назарбаев решил меня купить. Я вернулся в страну, так как видел, что люди были восприимчивы к посланиям оппозиции", - ответил собеседник издания.
"В каком состоянии сегодня находится казахская оппозиция?" - спросила журналистка.
"Все партии были уничтожены. Некоторые лидеры сбежали, некоторые были убиты. Мои товарищи были брошены в тюрьму. Были массовые репрессии. Но эффект оказался обратным тому, на который рассчитывали власти. Благодаря социальным сетям можно судить о том, что поддержка режима не является всеобщей. Массовое недовольство должно укрепиться. Теперь следует его организовать", - считает Аблязов.
"Вы были удивлены решением французского Госсовета?" - спросил интервьюер.
"С точки зрения юридической, в рамках того, что применение пыток в российских тюрьмах является общеизвестным фактом, если бы Франция решила меня выдать - был бы сплошной позор. Но такое могло случиться. Я расценивал свои шансы как 50 на 50. Тем более что еще не было прецедента отказа России, - сказал Аблязов. - Для меня это еще одно доказательство того, что демократическая система дает возможность личности защищаться, в отличие от нашей тоталитарной системы, которая неизбежно тебя раздавливает, словно дорожный каток, когда ты падаешь".
"Что вас могло ожидать в России?" - спросил интервьюер.
"Самое выгодное для Казахстана - если бы я был ликвидирован в России. Безусловно, Назарбаев на этом не остановится. Об этом уже было объявлено в казахских социальных сетях, и я уже получил угрозы в "Фейсбуке". Я у них на линии прицеливания, но сегодня уже стало сложнее меня ликвидировать, потому что все пути ведут к режиму", - считает собеседник издания.
"Если ваши активы конфискованы, как вы собираетесь финансировать вашу политическую деятельность? По некоторым источникам, вы обезопасили свои средства за границей", - поинтересовалось издание.
"Ни у кого нет доказательств. Если бы они существовали - они были бы опубликованы. Уже не впервые в жизни я снова остаюсь ни с чем. Как всякий советский человек, я был бедным. Я начал делать дела и стал богатым. У меня все отняли, я снова стал бедным. Потом за три года я опять сколотил состояние. Я намерен восстановить свои активы через суды. Я буду требовать компенсации за все, что у меня было конфисковано. И к тому же больше нет необходимости финансировать оппозицию, как раньше. Социальные сети делают свое дело. Общественное положение в Казахстане таково, что даже нет больше необходимости проводить кампанию. Надо просто организовать людей", - полагает Аблязов.
"Именно к этому вы стремитесь?" - спросила журналистка.
"Конечно, я хотел бы возглавить этот процесс. Наша страна не должна больше являться президентским режимом, поскольку наше общество всегда было тоталитарным. Мы должны реформировать систему в парламентскую республику со свободными выборами. Назарбаев внес поправки в закон, чтобы он мог переизбираться до бесконечности. Центральная избирательная комиссия фальсифицирует все выборы. Эта власть может быть изменена только насильственным путем, Назарбаев не отступится от нее добровольно. Но достаточно, чтобы 50 тыс. человек вышли на улицы Алма-Аты. Достаточно арестовать Назарбаева и узкий круг его приближенных. Я отпускаю нам максимум три года. Он уже стар (76 лет), он у власти уже двадцать шесть лет, он всем уже надоел. Он ворует миллиардами, его дети тоже, и все об этом знают. Люди устали от лжи, от коррупции, от бедности", - заявил Мухтар Аблязов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях