Los Angeles Times | 14 февраля 2000 г.
Российская предвыборная кампания имеет ряд недостатков, среди них - мошенничество
Робин Диксон
В статье рассказывается о мошенничестве, которым занимаются сборщики подписей в поддержку кандидатов на президентский пост.
На первый взгляд в одном из московских студенческих общежитий царит вполне благопристойная атмосфера: молодые люди молча склонились над своими бумагами. Однако виноватый взгляд и неуклюжие попытки укрыть бумаги от посторонних глаз выдают их с головой.
Однажды вечером в этом высшем учебном учреждении занимались мошенничеством. Студенты прикидывали, как быстро - относительно, конечно, - заработать деньги на сборе подписей в поддержку кандидатов, желающих участвовать в предстоящих президентских выборах.
Арифметика очень простая. Если вы можете получить 3 рубля за каждую легально полученную подпись, то вы можете удвоить эту сумму, превратив одну подпись в две.
Сбор подписей предназначен для того, что вычеркнуть из большого списка претендентов на президентское кресло тех, кто практически никому не известен.
На каждого честного сборщика подписей, спокойно занимающегося этим делом в метро - как например Николай Морозов, работающий от имени Явлинского - находится другой, который прибегает к бесчестным способам.
Они используют различные методы, чтобы убедить избирателей поставить свою подпись, и почти нет никакого риска, что их схватит за руку перегруженная работой избирательная комиссия (ЦИК).
К их числу относятся и упомянутые студенты общежития во главе с запинающимся, застенчивым 21-летним молодым человеком, попросившим не публиковать его имени и названия института. 8 человек работают в грязной душной комнате с низкими, жесткими кроватями и неровно наклеенными обоями.
Экспертам ЦИК было бы неприятно узнать, каким образом студенты собирают подписи.
В США, где хранятся все образцы подписей и происходит их тщательная проверка, подобный трюк бы не сработал. Однако в России, где система проведения выборов еще недостаточно отработана, открываются благоприятные возможности для фальсификаций.
"Я изобрел свою систему,- рассказал 21-летний юноша.- Посмотрите, мы только хотим сделать из одной подписи две".
Студенты копируют данные из оригинальных форм, на которых избиратели пишут свои паспортные данные и другую информацию, а затем ставят свои подписи.
По словам студентов, невозможно обмануть графологов, которые, как они убеждены, могут с первого взгляда обнаружить поддельную подпись, даже не сравнивая с оригиналом. Вместо этого студенты берут новые заполненные формы и дают их на подпись тем же самым избирателям, ссылаясь на то, что оригинальная форма была испорчена или утеряна, или что подпись не была принята ЦИК, поскольку была слишком маленькой, большой или неразборчивой. В результате, иногда им удается получить от одного и того же человека три подписи.
Не они первые обнаружили, как можно обмануть ЦИК. Перед выборами парламента и мэра в декабре прошлого года группа студентов сумела убедить подписантов, чтобы они подписали различные формы: тем самым сборщики подписей использовали одни и те же подписи в различных списках.
Другая группа, собиравшая подписи на выборах мэра, обманывала людей, которые думали, что отдают свою подпись популярному мэру столицы Лужкову, в то время как в действительности они подписывались за одного из его оппонентов. Обе эти обманные схемы были описаны в газете "Москоу таймс".
На парламентских выборах 1995 года акционеров одного инвестиционного фонда попросили прийти в офис для перерегистрации. Затем оказалось, что их подписи использовались в предвыборных целях.
Обычно студенты получают деньги за работу от посредников, который передает им списки для сбора подписей. Однако работа студентов оплачивается только после принятия листов избирательной комиссией.
По словам члена ЦИК Елены Дубровиной, цель сбора подписей состоит в том, чтобы в выборах могли принять участие только те кандидаты, которые пользуются в обществе определенной известностью.
"Сейчас у нас 35 кандидатов на президентских выборах, около половины из которых совершенно никому не известны,- говорит Дубровина.- Вызывают большие сомнения их претензии на роль главы государства. Так что сбор подписей служит для кандидатов своего рода фильтром".
По ее словам, половина из претендентов не сможет собрать необходимого числа подписей к намеченному сроку. В любом случае, бесспорным фаворитом выборов является Владимир Путин.
В Калифорнии сбор подписей представляет собой отлаженный механизм. Сборщики подписей получают от специальных компаний от 1 до 2 долларов за подпись. Подписи визуально сравнивают с образцами, которые содержатся в памяти компьютера или хранятся в регистратуре штата.
В России образцы подписей не хранятся. И ЦИК не проводит таких проверок, как визиты на дом или телефонная беседа с подписантами.
Сидя в большой комнате, при ярком свете, те, кто занимает проверкой подписей, быстро пробегают глазами подписные листы. Каждую страницу они просматривают поверхностно, стараясь обнаружить явные недостатки, например, если дата и подпись написаны разными чернилами.
ЦИК дается всего около 3 недель на проверку более 10 млн. подписей; каждый из 52 проверяющих должен изучить в день тысячи подписей.
Шансы на то, что им удастся обнаружить появление одного и того же имени дважды в отдельных списках кандидатов или в различных местах одного и того же списка, минимальны. Обнаруживают лишь самые очевидные подделки подписей или случаи с неправильными паспортными данными.
Кирилл Баранов - чопорный молодой человек, одетый в черный костюм в тонкую светлую полоску и черный галстук - графолог министерства юстиции, осуществляющий в ЦИК проверку подписей. По его словам, нередки случаи, когда один человек ставит несколько подписей.
"В большинстве случаев нет необходимости прибегать к помощи специального оборудования. Это можно заметить невооруженным взглядом,- говорит он.- Люди, фабрикующие подписные листы, обычно действуют в жестких временных рамках. Как правило, их подписи не сильно отличаются друг от друга и их легко обнаружить". Однако Баранов подчеркнул, что, если есть вероятность, что подпись подлинная, она проходит.
Подделка - не единственная проблема, возникающая в связи со сбором подписей. Закон запрещает собирать подписи на рабочих местах и платить за подпись. Сборщикам подписей не разрешается также предлагать подписантам водку или различные презенты.
Однако Морозов, собирающий подписи в метро, рассказал, что в Яблоко поступает много жалоб от избирателей, которых заставляют ставить свои подписи на рабочих местах. Никто из них не захотел подавать официальную жалобу.
В России - стремящейся уменьшить число кандидатов на президентский пост, чтобы упростить избирателям работу с избирательными бюллетенями - легкость, с которой можно нарушить закон о сборе подписей, сводит на нет все благие намерения.
Однако власти постепенно ужесточают процедуру сбора подписей, чтобы поставить заслон различным нарушениям. В ходе предвыборной кампании 1996 года не было верхнего предела количества подписей и некоторые кандидаты представляли боле 3 млн. подписей. Для их проверки ЦИКу предоставлялось максимум 10 дней, что затрудняло выявление нарушений.
"Мы были перегружены работой,- говорит Дубровина.- В прошлом недостатки редко обнаруживались, однако мы с тех пор улучшили нашу систему."
Теперь кандидаты могут представить максимум 575 000 подписей, 250 000 из которых следует проверить за 8 дней, что ослабляет нагрузку на ЦИК.
Однако, по словам Дубровиной, если в России ввести американскую систему, предусматривающую создание базы данных для проверки подписей, это может лишь увеличить число нарушений, а не решит проблему.
"С вашей базой данных у наших экспертов не было бы проблем со сбором подписей",- подчеркнула она, посмеиваясь.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях