Le Figaro | 14 февраля 2003 г.
Война вносит раскол между американскими Церквами
Жан-Жак Мевель
Война неизбежно приближает к Богу. В такой религиозной стране, как США, остается только узнать, на чью сторону склоняется Провидение. Сегодняшние пацифистские марши, несомненно, придадут новый импульс спору, не утихающему в американских приходах. На одной стороне в этом споре ? едва ли не самый религиозный президент из когда-либо сидевших в Белом доме. На другой ? крупные Церкви, открыто выступающие за мир.
В списке злонамеренных мотивов, в которых упрекают Джорджа Буша ? от нефти до мести за отца, ? религия занимает особое место. Президент ? епископал по рождению, методист по религиозной практике и евангелист по убеждению ? не делает абсолютно ничего, чтобы это опровергнуть. Идет ли речь о Саддаме Хусейне, об "оси зла" или о катастрофе челнока Columbia, во всех речах он ссылается на Бога.
Причем делает он это все чаще. "Мы не претендуем на то, что знаем все пути Провидения, ? говорил он недавно в разгар политической кампании против Саддама Хусейна. ? Однако мы можем положиться на него, всецело уверовав в любящего Бога. Пусть Он ведет нас сегодня".
Не об Ираке ли говорил хозяин Белого дома? В Европе те, кто утверждал, что Бог на их стороне, часто оставляли после себя плохую память ? память о преследованиях и массовых убийствах. В США Бог, о котором говорят все президенты ? от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона, ? выступает скорее в образе собирателя: это Бог Библии. Не имея отношения ни к Новому Завету, ни к Талмуду, ни к Корану, он принадлежит подавляющему большинству американцев, которые ходят в церковь каждое воскресенье.
Джордж Буш отодвигает линию раздела между верой и функцией еще дальше. В ходе предвыборной кампании от покоробил слух многих, назвав Христа своим любимым философом, который "изменил его сердце". Американский политический класс, добавляющий Бога в качестве соуса ко всем блюдам, остерегается произносить имя Искупителя, дабы избежать обвинения в фанатизме. Подозрения усилил серьезный "прокол", допущенный на следующий день после терактов 11 сентября, когда президент решил объявить "крестовый поход" против терроризма. До сих пор о крестоносцах говорил один только Усама бен Ладен, указывавший на них как на мишень для своих террористов. С этого момента Джордж Буш следит за лексиконом. Но ему не удается развеять впечатление, что начать военные действия против Багдада собирается не просто глава государства, но еще и евангелист.
Неоконсерваторы, населяющие Белый дом, иногда открыто призывают к "праведной войне" против Саддама Хусейна. Президент, избегая этой скользкой формулировки, предпочитает говорить о "войне, которую Соединенным Штатам хотят навязать".
Но человек, который утверждает, что в 1986 году пережил мистический опыт духовного возрождения, тем не менее изображает себя инструментом в руках Провидения. Историей "движут не случаи и не слепые изменения", говорил он несколько дней назад, выступая перед верующими. "Это освящение, цель, намеченная рукой праведного Бога".
Неуемное рвение христианина-евангелиста, раздражающая идея о том, что война может быть одновременно праведной и превентивной ? вот что заставит священников и пасторов встать в первые ряды пацифистских демонстраций, которые пройдут сегодня на другом конце Соединенных Штатов.
Под бдительным оком государственного департамента Ватикан первым выступил в защиту мира, направив в Багдад кардинала Роже Эчегарая и объявив о готовящейся встрече между Папой и иракским вице-премьером Тариком Азизом. Американская католическая церковь, униженная скандалом вокруг священников-педофилов, рассчитывала найти таким образом достойную трибуну, чтобы заявить о себе.
Традиционные течения протестантизма ? от епископалов (англикан) до пресвитериан (кальвинистов) ? также встревожены военными планами Белого дома. Национальный совет американских Церквей организовал выступление по телевидению методистского священника (к той же конфессии принадлежит президент), дабы заранее осудить войну, "которая нарушает закон Бога и учение Христа".
Уже не в первый раз американский президент навлекает на себя гнев своего религиозного ведомства. Ричард Никсон, квакер по рождению, был не в ладах со своей Церковью ? этим рассадником тех, кто уклоняется от военной службы по религиозным соображениям.
Джимми Картер, толерантный баптист, восстановил против себя пасторов ? противников абортов. Не забудем и о Билле Клинтоне, единоверцы которого первыми потребовали его отставки после скандала с Моникой Левински. Джордж Буш может опереться на огромное большинство американцев, исповедующих харизматический евангелизм с его взглядом на Библию как на единственный источник истины. Они подразделяются на бесконечное множество течений. Но все вместе они составляют, возможно, 70 млн "born again" - "заново родившихся". Это добрая четверть американцев, проживающая на юге страны (в Техасе, например), но прежде всего ? на западе.
В этой среде слово "крестовый поход" ? не большее табу, чем выражение "праведная война". Три медиазвезды открыто сказали то, о чем политики могут только подумать. Преподобный Джерри Фолуэлл назвал Мухаммеда первым "террористом", за что потом извинялся. Его собрат по вере Пэт Робертсон описывает коранического пророка как "фанатика с диким взглядом". Франклин Грэм, сын знаменитого Билли Грэма (духовного отца династии Бушей), назвал ислам "дьявольской" религией.
Нет оснований считать, что, прежде чем нанести удар по Ираку, Джордж Буш прислушается к мнению этих странных пасторов. Но, с другой стороны, вряд ли можно полагать, что голоса их последователей его совсем не интересуют ? меньше чем за год до начала новой схватки за Белый дом.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях