The Washington Post | 14 февраля 2007 г.
Подмосковные дачи уступают дорогу предместьям
Питер Финн
Ценовой бум в городе провоцирует исход среднего класса
Немощеные и неосвещенные дороги забиты транспортом. Поездка на работу в центр Москвы и обратно занимает 90 минут в один конец. Нет магазинов, куда можно дойти пешком. Местное медицинское обслуживание примитивно.
Но Екатерина Коробцова не могла бы быть счастливее.
В декабре Коробцова, ее муж и их трехлетний сын покинули московскую квартиру и переехали в сосновый дом площадью 2,7 тыс. квадратных футов в поселке Переделкино, в нескольких милях за границей Москвы.
"Четыре года назад, когда я была беременна, я обнаружила, что в Москве нет кислорода, - сказала 39-летняя Коробцова, старший менеджер телекоммуникационной компании. - А здесь свежий воздух. Мы можем гулять в лесу. Весной мы услышим, как поют птицы. И не надо нюхать соседскую готовку".
Коробова принадлежит к волне переселенцев, превращающих лесистые окрестности Москвы в начало предместий. Рекламные щиты по всему городу зазывают в поселки с названиями "Навахо", "Монако", "Челси", "Шервуд" и, отдавая дань русскому колориту, "Барвихинские холмы".
Много десятилетий буколические тихие деревни вроде Переделкино были местом летнего отдыха москвичей, бегущих в загородные дома, которые называют дачами. У Бориса Пастернака, автора романа "Доктор Живаго", была дача в Переделкино, и похоронен он здесь же.
Но, как и во многих местах в окрестностях Москвы, прежний облик Переделкино быстро исчезает. Новые многоквартирные дома, городские особняки и группы роскошных вилл за заборами появляются за московской кольцевой дорогой, так как москвичи отказываются от городской жизни.
Сверхбогачи переселились из города первыми. Теперь их примеру следуют представители растущего среднего класса, ищущие более дешевое жилье в более чистом месте.
Эту тенденцию подогревает бум недвижимости, поднимающий цены в городе примерно на 30% в год. Стартовая цена за квадратный фут новой, но не отделанной квартиры составляет примерно 250 долларов. В пригородах - около 100 долларов.
"Москва чрезвычайно дорогой город, фантастически дорогой в смысле недвижимости, - сказал Андрей Трейвиш, профессор московского Института географии. - Пригороды растут не только за счет москвичей, но и за счет людей из других регионов России, ищущих базу рядом с городом".
По официальным данным, в 2004 году строительство нового жилья, включая квартиры, в зоне, прилегающей к Москве, превысило объемы нового строительства в городе.
Отдельные дома на одну семью за пределами Москвы стоят от 500 тыс. долларов до десятков миллионов долларов в эксклюзивных поселках, где на бывших проселочных дорогах стоят автосалоны Ferrari и бутики Dolce & Gabbana.
Россияне на старый манер называют свои виллы "коттеджами", хотя это слово неприменимо к неогеоргианским и неоготическим особнякам, вырастающим в сосновых лесах.
Построенный в поселке с потрясающими домами Вешки, к северо-западу от кольцевой дороги, дом Владимира Кудра площадью 6,5 тыс. квадратных футов может похвастаться сауной, небольшим бассейном в подвале, сводчатыми комнатами, залитыми светом, и большим количеством мрамора.
"Мы ездим верхом, катаемся на велосипедах, у нас есть лес, озеро, свежий воздух, - сказал Кудр, 39-летний предприниматель, занимающийся компьютерными играми, и отец трех детей. - Для семьи это идеально".
Более скромная версия такого образ жизни становится все доступнее для москвичей, принадлежащих к среднему классу, так как ипотека, о которой никто не знал пять лет назад, делает покупку дома осуществимой.
Ипотечные кредиты, по официальным данным, растут на 6 млрд долларов в год по сравнению с 1 млрд долларов три года назад, когда российские банки начали предлагать эту услугу. Правительство побуждает банки снизить ипотечные ставки, которые сегодня составляют 11%.
Другие горожане, такие как Коробцова и ее муж, продают или сдают городские квартиры, иногда приобретенные во время приватизации 1990-х годов, чтобы финансировать жилье большей площади в предместьях.
"Через пять-десять лет Москва будет больше похожа на западный мегаполис", - заявил Олег Репченко, возглавляющий аналитическую группу недвижимости ИРН. По его прогнозу, инфраструктура, модернизированные транспортные коммуникации и школы не заставят себя ждать. "Переселение в предместье переживает младенческую стадию, но ускоряется", - сказал он.
Оптовые магазины вроде Ikea уже появились сразу за кольцевой дорогой, и половина офисной застройки ведется там же, отметил Репченко.
В последние года два начала появляться более скромная городская застройка со стартовой ценой около 300 тыс. долларов, ориентированная на средний класс.
Алексей Ефремов и его жена продали свою московскую квартиру и в прошлом году переехали в дом городского типа в Долгопрудном, к северу от кольцевой дороги. "Никто с грохотом не поднимается по лестнице. Никто не бросает мусор у моей двери. А снег рядом с домом белый, - Сказал Ефремов, 52-летний консультант по менеджменту. - Чувствуешь себя как дома".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях