La Vanguardia | 14 января 2002 г.
США по-прежнему меряются силами с Россией
Рафаэль Поч
Президент Путин хранит молчание; он оказался в трудном положении. На его великодушное согласие на стратегическое сотрудничество с США после событий 11 сентября Вашингтон отвечает рядом негативных для России шагов. В своем последнем докладе Пентагон ясно дает понять, что ядерные боеголовки, которые могут быть демонтированы в рамках намеченного на этот год сокращения российско-американских арсеналов, будут не уничтожены, а отправлены на хранение.
Это означает, что в любой момент сокращению ядерных арсеналов может быть дан задний ход, поскольку в случае необходимости боеголовки легко могут быть взяты из хранилищ и вновь установлены на ракеты. США даже не хотят юридического оформления договоренности о сокращении вооружений, и российской военной делегации, отправившейся вчера в Вашингтон, чтобы настоять на подписании официального договора, видимо, будет нелегко этого добиться.
Другой неприятной новостью стало то, что США намерены возобновить подземные ядерные испытания; это ясно свидетельствует о том, что американцы разрабатывают новые виды ядерного оружия. США не подписали Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, который Россия ратифицировала в апреле 2000 года.
Не сулит ничего хорошего и последний доклад ЦРУ, который был опубликован в пятницу. В нем нет ни слова о "новых отношениях" с Москвой. Единственный раз Россия упоминается как источник потенциальной угрозы наряду с такими странами, как Северная Корея, Ирак, Китай и Иран. Москву по-прежнему обвиняют в поставках ракетных технологий третьим странам и, как утверждается в докладе, Москве все равно придется сократить свои арсеналы ниже уровня 2000 боеголовок по причинам технического и экономического характера.
В довершение всего в среду газета "Нью-Йорк таймс" сослалась на полученные от военных данные, согласно которым американские войска намерены надолго обосноваться на бывших советских базах в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане и Киргизии. Если принять во внимание уже существующие американские базы в Японии и Южной Корее, а также военную поддержку, оказываемую Вашингтоном Тайваню, то это похоже на новую американскую осаду Китая. И все это с помощью России.
После 11 сентября Путин в одностороннем порядке объявил о закрытии двух последних российских баз на Кубе и во Вьетнаме, согласился на временное использование американскими военными бывших советских баз в Средней Азии, сотрудничал с США в Афганистане и спокойно отреагировал на выход США из Договора по ПРО. Вопрос: "А что взамен?", который задавали международные обозреватели после этих шагов Путина, сейчас вновь приобрел актуальность. "Мы хотим заключить соглашение о сокращении вооружений. Во-первых, радикальное. Во-вторых, выполнение которого можно было бы проверить. В-третьих, необратимое". Об этом заявил представитель МИД России Александр Яковенко. "О каком сокращении может идти речь, если США могут за несколько часов восстановить свои арсеналы (6000 боеголовок), имеющиеся у них в соответствии с Договором СНВ-I?" - задает вопрос директор Института по контролю над вооружениями РАН Алексей Пикаев.
Очевидно, что речь идет не о разоружении, а о новой гонке вооружений. Цель готовящегося соглашения заключается не в том, чтобы избавиться от ядерных арсеналов, а чтобы их модернизировать. Для России это означает - избавиться устаревшего и проржавевшего ядерного хлама, унаследованного от времен конфронтации, а для США ? приступить к милитаризации космоса.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях