Panorama | 14 января 2002 г.
Из России с разведданными
Франческо Бигацци
Даже в сороковые годы, когда Россия и Соединенные Штаты были союзниками в борьбе с фашизмом, между ними не было столь гармоничных отношений. В настоящее время налажено сотрудничество между сотрудниками ЦРУ и ФСБ, которые во времена холодной войны противостояли друг другу и боролись друг с другом за мировое господство во всех без исключения уголках мира.
Решающий вклад в налаживание столь гармоничных отношений внес Усама бен Ладен ? даже несмотря на то, что новая стратегия американских и российский спецслужб была разработана в ходе трех сверхсекретных двусторонних встреч (в мае 2000 года в Вашингтоне, в октябре 2000 года под Москвой и в феврале 2001 года в Нью-Йорке), состоявшихся задолго до драматических событий 11 сентября 2001 года, когда камикадзе бен Ладена совершили теракты, приведшие к крушению Башен Близнецов в Нью-Йорке и нанесению серьезного ущерба зданию Пентагона в Вашингтоне.
Теперь, после падения режима талибов в Афганистане, сотрудничество между штаб-квартирами ЦРУ в Ленгли, штат Виржиния, и ФСБ (Лубянка) переросло из регионального в планетарное. Речь идет о настоящем перевороте, принимая во внимание то, что Кремлю удалось получить от Белого дома важную помощь в возрождении созданных в советскую эпоху агентурных сетей, прежде всего ? в так называемых странах-изгоях, которые, в большинстве своем, были союзниками почившего Советского Союза.
Изменения в отношениях между российскими спецслужбами (ФСБ, СВР и ГРУ) и спецслужбами Соединенных Штатов (ЦРУ, а также ФБР) произошли сразу же после избрания Владимира Путина на пост президента России в марте 2000 года. Несмотря на оппозицию военно-промышленного аппарата и руководства бывшей Красной армии, именно Николай Патрушев, преемник Путина на посту главы российской Федеральной Службы Безопасности, первым протянул руку американским коллегам.
События 11 сентября только ускорили налаживание этого сотрудничества и помогли Путину не обращать внимания на сетования российской военной верхушки, которой оставалось лишь беспомощно наблюдать за тем, как она постепенно теряет власть. Кроме того, Путин никогда не скрывал своего недовольства тем, как проявила себя российская армия в ходе драматичной войны в Чечне. И, как все его кремлевские предшественники, он все более убеждался в том, что не следует доверять армии.
Борьба с международным терроризмом стала приоритетной задачей уже во время первой встречи между лидерами двух стран, состоявшейся 25 мая 2000 года. Основной целью для обоих государств стал именно Усама бен Ладен, который из Афганистана руководил антиамериканскими террористическими акциями по всему миру. Он наносил удар также и по России контрабандой наркотиков, оказанием содействия чеченским террористам и сохранением напряженности на таджикско-афганской границе. Дошло до того, что Москва дважды предупреждала о возможности нанесения военного удара по талибам, если они не прекратят направлять в Чечню боевиков, прошедших подготовку в афганских тренировочных лагерях.
Уже в октябре 2000 года во время второй встречи, в которой приняли участие заместитель американского госсекретаря Томас Пиккеринг и заместитель российского министра иностранных дел Вячеслав Трубников, Соединенные Штаты и Россия достигли соглашения об осуществлении ряда совместных мер против бен Ладена. Первым конкретным результатом этого соглашения стала передача 7 декабря 2000 года в ООН проекта резолюции, требующей закрытия в течение 30 дней всех центров по подготовке террористов на территории, контролируемой талибами, прекращения нелегальных поставок наркотиков и выдачи Усамы бен Ладена. Эпохальная революция в отношениях между двумя странами. А 10 февраля 2001 года было принято решение, которое еще несколько лет назад казалось настоящей фантастикой: директор ФСБ Николай Патрушев представил проект, предусматривающий немедленную передачу ЦРУ и ФБР всей информации, полученной российскими агентами, действующими на территории Афганистана. Патрушев надеялся, что после получения этой информации американцам не придется прилагать слишком много усилий для захвата бен Ладена или его ликвидации на месте.
Однако этого не произошло. Но работа, проведенная в ходе трех секретных встреч, принесла свои плоды: в настоящее время все чаще ЦРУ и ФСБ работают вместе, чаще проводятся двусторонние консультации, создаются специальные органы, действующие согласованно друг с другом. Недостатки в работе американской службы сбора информации при помощи шпионов, не сумевшей предугадать смертельный удар 11 сентября, в определенной степени способствовали двустороннему сближению. Поэтому Россия вновь стала оказывать предпочтение разведывательной деятельности, возрождая свои агентурные сети не только в Афганистане, но и в других горячих точках: Ираке, Йемене, Северной Корее, Судане, Сомали, Сирии и на Балканах. Именно этого не было у Вашингтона. И каков же результат? Обнаружение свыше 55 баз бен Ладена и подробнейшее досье о финансовых инфраструктурах князя террора и о трех других секретных террористических организациях. Документ, содержащий эту информацию, был сразу же передан в ООН.
Сам факт того, что Путин был сотрудником ФСБ, способствовал все более широкому использованию разведки в борьбе с терроризмом. Опыт военных действий в Чечне, свидетельствующий о том, что самые блестящие операции были проведены силами ГРУ или ФСБ, приглушил критику со стороны представителей вооруженных сил. Именно сотрудники ГРУ в 1996 году выявили местонахождение и ликвидировали чеченского президента Джохара Дудаева. Разведывательный самолет военной секретной службы обнаружил укрытие лидера сепаратистов и выпустил ракету, поразившую Дудаева в тот момент, когда он разговаривал по спутниковому телефону.
Наибольший успех в ликвидации значительной части полевых командиров в Чечне имели не ковровые бомбардировки, а разведывательные операции, проведенные ФСБ. Стоит вспомнить хотя бы историю с Шамилем Басаевым, лидером тех, кого в Москве называют "чеченскими террористами". В ходе завершающего сражения за Грозный два года тому назад Басаев и другие полевые командиры, ставшие известными еще в ходе первой войны против Москвы, были окружены российскими войсками. Агент ФСБ сделал вид, что продался за сто тысяч долларов и передал чеченцам карты минных полей, созданных федеральными войсками для того, чтобы помешать бегству повстанцев. Речь, естественно, шла о поддельных картах. Результат был разрушительным: Басаев потерял ногу, другие командиры подорвались на минах.
Решение Путина встать на сторону Соединенных Штатов стало самым дерзким после победы, одержанной им на президентских выборах. Российский президент убежден в том, что Вашингтон в состоянии помочь ему в решении многих проблем, что заставило бы замолчать тех, кто ностальгирует по временам холодной войны: быстрое вступление в ВТО; замораживание процесса расширения НАТО, необратимая интеграция России с Западом.
Бывший офицер КГБ может рассчитывать на поддержку 70% населения страны, ему не приходится бороться с реальной политической оппозицией, он контролирует ведущие средства массовой информации. А верхушка бывшей Красной Армии вздрагивает всякий раз, когда речь заходит о присутствии войск НАТО на территории азиатских республик бывшего СССР. Военное руководство начинает говорить о нынешнем министре обороны Сергее Иванове как о сильном политике, выступающем против позиции президента. В действительности, этот новый альянс благоприятен для Путина. Военно-промышленный комплекс превращается в один из самых важных факторов возрождения российской экономики, благодаря увеличению объема заказов на вооружение и ядерную технологию со стороны таких стран, как Иран и Сирия, настроенных не слишком дружественно по отношению к Западу. Не говоря уже об Ираке, которому Москва поставила вооружения на сотни миллиардов долларов.
Альянс с Россией начинает обретать для Вашингтона первостепенную важность. Не только благодаря глубокому знанию и большому влиянию Лубянки в отношении так называемых стран-изгоев (Ирак считается одной из самых вероятных целей после Афганистана, Ливии, Северной Кореи, Сирии и Ирана), но и в связи с тем, что Москва может воспрепятствовать применению ядреного или бактериологического оружия против американских войск и гражданских лиц.
Ради достижения этой цели американская администрация выделила на ближайшие 8 лет свыше 30 миллиардов долларов. Большая часть этой суммы будет направлена на то, чтобы Кремль смог восстановить контроль над своим огромным арсеналом ядерных и бактериологических средств и вернуть тех советских (российских) ученых, которые решили помочь некоторым странам-изгоям стать производителями и обладателями ядерного, химического и бактериологического оружия.
Кроме того, американская администрация решила выделить 20 миллиардов долларов для того, чтобы обеспечить в России возможность создания лучших условий для безопасного хранения ядерных и химических средств. Долго ли продлится новая российско-американская идиллия? Многие дают положительный ответ на этот вопрос. Новые отношения ничуть не пострадали даже от решения Вашингтона денонсировать договор по ПРО, чтобы открыть дорогу к созданию вожделенного космического щита. Путин ограничился лишь выражением сожаления и отметил, что в конечном итоге это решение мало что меняет для России.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях