Статьи по дате

The New York Times | 14 января 2002 г.

Россия раздражена планами США хранить, а не уничтожать боеголовки

Патрик Тайлер

Россия выступила с резкой критикой планов администрации Буша не уничтожать, а хранить списанные ядерные боеголовки. Россия считает, что эти планы подрывают смысл любого нового договора о контроле над вооружениями, предусматривающего уничтожение тысяч боеголовок.

Пресс-секретарь министерства иностранных дел России Александр Яковенко сделал короткое, но многозначительное заявление. "Мы считаем, что российско-американские соглашения о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов должны быть, во-первых, радикальными ? до 1500-2200 боеголовок; во-вторых, контролируемыми; и в-третьих, необратимыми, то есть стратегические оборонительные вооружения должны сокращаться не только "на бумаге", - сказал он.

Это заявление Россия сделала после того, как администрация Буша обнародовала результаты "Обзора ядерных позиций", где впервые было указано, как именно Буш планирует сокращать американский ядерный арсенал до 1700-2200 "оперативно размещенных" боеголовок в течение ближайшего десятилетия.

Заместитель министра обороны Дж. Д. Крауч заявил на брифинге в Пентагоне, что США будут хранить значительное количество боеголовок. "На данный момент не принято окончательного решения по вопросу о том, сколько именно боеголовок не будет уничтожено, - сказал он, - не решено пока, каковы будут размеры активного и пассивного арсеналов. Это будет меняться со временем".

Многие эксперты по контролю над вооружениями сообщают, что в настоящее время объемы ядерного арсенала США ? это тысячи боеголовок помимо 6000, находящихся на боевом дежурстве. Российские власти говорят, что ядерный резерв России ? гораздо меньше. Мало того, ожидается, что он будет сокращаться быстрее, поскольку Москва планирует тратить больше средств на модернизацию обычных вооруженных сил.

Раздраженный тон заявления Москвы показывает, насколько сильна в России реакция на попытки Вашингтона получить долгосрочное ядерное преимущество, особенно после того, как Буш принял решение выйти из Договора по ПРО 1972 года. Это первое подобное решение в истории контроля над ядерным оружием.

"О каком сокращении можно говорить, если США могут за пару часов вернуться обратно на уровень СНВ-1? - спросил Алексей Пикаев, директор института контроля над вооружениями Российской академии наук. - Это больше похоже на надувательство".

Буш и президент России Владимир Путин поставили перед собой почти одинаковые задачи по сокращению ядерных арсеналов до примерно 2000 боеголовок с каждой стороны, но российские власти открыто выражают озабоченность тем, что США могут решить не уничтожать боеголовки.

На эту тему Крауч говорил с откровенной неопределенностью. "Мы можем прийти к ситуации, когда часть оружия будет снята с боевого дежурства и останется в резерве США, часть встанет в очередь на уничтожение, часть сохранится в качестве неактивного арсенала".

На следующей неделе американские и российские переговорщики встретятся в Вашингтоне, чтобы провести переговоры о соглашении по контролю над вооружениями, который может быть подписан президентом Бушем летом этого года во время его московского визита. В декабре Госсекретарь Колин Пауэлл и министр иностранных дел России Игорь Иванов сообщили, что получили от своих президентов задание в ходе подготовки в московскому саммиту определиться, насколько глубокими будут сокращения наступательных ядерных вооружений. Госсекретарь Пауэлл сказал, что соглашение может принять форму договора, но, судя по всему, многие в администрации выступают против подписания такого договора с Россией.

В сентябре во время визита в Финляндию Путин сказал, что хотя Россия предложила обеим сторонам сократить свои арсеналы до 1500 боеголовок "это можно будет сделать только после того, как обе стороны предпримут действия для того, чтобы доверять друг другу. Мы прекрасно понимаем, что ядерные боеголовки можно легко снять с ракет и хранить, а потом, в случае необходимости, восстановить".

В течение последних трех десятилетий переговоры о контроле над вооружениями были направлены в первую очередь на то, чтобы установить предельное количество ракет с ядерными боеголовками, а не количество боеголовок.

Но по окончании Холодной войны появилась возможность планировать самые резкие сокращения ядерных вооружений в истории, а потому в бухгалтерии контроля над вооружениями резко вырос статус каждой отдельной боеголовки.

Буш и его старшие советники пытаются воспользоваться исторической важностью решения президента пойти на самые глубокие сокращения ядерного арсенала в истории. Но, как говорят эксперты, пока администрация не объяснила подробно, сколько боеголовок останется в резерве, и поэтому сложно понять, пытается ли Буш изменить статус-кво.

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru