Статьи по дате

Der Spiegel | 14 июля 2005 г.

Европейцы и русские строят свои собственные челноки

Гвидо Рийкхоэк, АР

Национальное аэрокосмическое агентство США (NASA) вскоре может лишиться своей монополии на космические корабли многоразового использования. Европейцы и русские хотят начать разработку своих собственных летательных аппаратов этого типа. Челнок "Клипер" должен совершить первый полет не позднее 2012 года, по размерам он будет намного меньше, чем американские шаттлы.

В течение многих лет аэрокосмические агентства в Европе и в России работали над планами создания своих собственных возвращаемых космических кораблей, но ни один из них не был реализован. И "Гермес" Европейского космического агентства (ESA), и российский "Буран" теоретически могли бы представлять угрозу для господствующего положения американского шаттла.

Но сейчас у ESA и российского космического агентства "Роскосмос" намерения серьезные. Организации договорились сделать совместный проект по разработке космического челнока, и корабль под названием "Клипер" должен совершить свой первый полет в 2011-2012 году.

"Это сотрудничество будет заключаться в совместной разработке и финансировании нового космического корабля", - объяснил Мануэль Вальс, руководитель отдела космических стратегий директората космических полетов с человеком на борту в Европейском космическом агентстве. По его словам, на сегодняшний момент проект предусматривает создание корабля, рассчитанного на шесть астронавтов.

Умеренная грузоподъемность

"Клипер", кроме того, сможет брать в космос 700 кг полезного груза или привозить на землю 500 кг материалов из космоса. По сравнению с возможностями шаттла это не слишком впечатляет: американские корабли могут перевозить до 29,5 тонн полезного груза, а в момент старта весить около 111 тонн.

"Оба агентства договорились в течение следующих лет составить детальный рабочий план, который должен охватить разные аспекты сотрудничества", - говорит Вальс. Новый корабль должен быть сконструирован так, чтобы он мог стартовать как с российского космодрома Байконур в Казахстане, так и с космодрома Куру во французской Гвиане.

"Новый "Клипер" будет представлять собой модульный многоразовый космический корабль", - объясняет менеджер из организации ESA. Европейское космическое агентство пока не давало никакой информации о стоимости проекта. Как сообщают российские СМИ, расходы на разработку оцениваются в 10 млрд рублей, т.е. 290 млн евро. Плюс к этому нужно учесть затраты на разработку ракетоносителя.

Планы по созданию шаттла появились еще в 80-е годы

Российские специализированные средства массовой информации сообщают, что стартовый вес нового корабля будет составлять 13-14,5 тонн. Это превосходит мощность даже самого тяжелого ракетоносителя "Ариан-5". Тем временем российские конструкторы уже, очевидно, занимаются разработкой ракеты "Омега", которая представляет собой модернизированную версию ракеты "Союз". Предполагается, что "Омега" будет выводить "Клипер" на орбиту. Какую часть расходов возьмет на себя Европейское космическое агентство, пока неясно. Распределение нагрузки будет справедливым, заявляет Вальс.

В 80-е годы как ESA, так и советское космическое агентство работали над программами по созданию шаттла. Советские конструкторы разработали тогда челнок "Буран", который удивительно напоминал американские шаттлы. В то же самое время организация ESA планировала с 1987 года начать строительство челнока "Гермес".

Из-за отсутствия достаточного количества средств оба проекта не были реализованы, если не считать пробного полета "Бурана" в 1988 году без экипажа на борту. Как объясняет Вальс, с технической точки зрения "Клипер" будет значительно отличаться от обоих предшественников.

Источник: Der Spiegel


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru