Статьи по дате

Handelsblatt | 14 июля 2006 г.

Путин, Потемкин и царь Петр Первый

Матиас Брюггман

Саммит "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге: этот город как никакой другой в России выиграет от милости хозяина Кремля

"Я петербуржец", - так трогательно, как когда-то Джон Ф. Кеннеди признался в своей любви к Берлину, Владимир Путин никогда не выставлял напоказ своих чувств к родному городу. Но немногословный хозяин Кремля - человек дела: милиция сгоняет в кучу всех бездомных и отправляет их подальше от города. Чиновники рекомендуют правозащитникам не покидать своих квартир в дни проведения саммита. Некоторых из них даже арестовали. Киоски вдоль всех официальных подъездных дорог были снесены бульдозерами - из-за угрозы террористических атак. Газоны, жухлые от жары, были выкрашены зеленой краской. Чтобы придать городу, где в последние месяцы снова и снова происходили убийства иностранцев, хоть какой-то привычный для иностранных гостей вид, были наняты продавцы мороженого, которые будут одеты в пеструю одежду.

Путин похож на Потемкина: в связи с любым большим событием в России красят фасады, в то время как в задних комнатах рушатся потолки. Еще писатель Николай Гоголь, ставший известным в этом городе в том числе и благодаря своей повести о шикарном Невском проспекте, разоблачал "мертвые души" соотечественников и видимость, определяющую бытие в "шинели". Здесь ничего не изменилось. Еще сегодня многие участки российских дорог с их колдобинами выглядят так, будто Вторая мировая война еще не закончилась. Бруно Ганц использовал их в качестве декораций в своем фильме о Гитлере "Закат".

Но Путин - это еще и Петр: так же, как великий царь повелел крепостным построить на болотах в дельте Невы город, так и Путин не обходится в городе, насчитывающем 5 млн жителей, одними лишь потемкинскими ведрами с краской. Этот человек, выросший в городских дворах, накачивавший мускулы, по его собственным словам, в драках со старшими ребятами, а затем прошедший курс подготовки по дзюдо, сделал для Санкт-Петербурга больше, чем предшественники.

Вымиравший во время 900-дневной блокады войсками вермахта, а позднее получавший при Сталине недостаточное снабжение по причине своего царистского прошлого, крупнейший город на Балтийском море утратил в 90-е годы практически половину своего экономического потенциала. Но насколько различно можно воспринимать ситуацию в городе, являющемся, по словам Достоевского, "самым абстрактным и искусственным городом, который только существует на свете", демонстрируют два человека разного происхождения.

"Раньше Петербург был островом демократии в России", - считает активист правозащитного движения Даниил Коцюбинский. Шалва Чигиринский придерживается иного мнения. "Десять лет назад это был мрачный и унылый город. Сегодня это плавильный тигель с огромной энергией", - утверждает московский миллиардер. И дает 320 млн долларов знаменитому архитектору Норману Фостеру для перестройки складских помещений из красного кирпича на острове Новая Голландия в театры, концертные залы, отели и рестораны. "Это будет один из лучших культурных центров Европы", - мечтает британский лорд.

Как в свое время Петр Великий прорубил окно в Европу, перенеся столицу империи на Балтийское море, так и Путин продолжает усиливать свою Северную Венецию: по указу президента из Москвы в Санкт-Петербург переезжает Конституционный суд. За ним последуют концерны: нефтяная компания "Газпромнефть", второй по значимости российский коммерческий банк - Внешторгбанк, химический концерн "Сибур", трубопроводный гигант "Транснефтепродукт", судоходная компания "Совкомфлот" и авиакомпания "Трансаэро" - все они недавно зарегистрировались в Петербурге.

В результате ежегодные налоговые поступления увеличатся для губернатора Санкт-Петербурга на 10 млрд долларов. Это произойдет в ущерб другим регионам, таким, как сибирский город Омск, который после переезда "Газпромнефти" на Неву окажется в затруднительном положении. Министр финансов Алексей Кудрин тоже петербуржец, работавший раньше в подчинении тогдашнего вице-губернатора Путина, собирается в будущем отказать в таких переездах, поскольку в результате может быть обескровлена провинция. Известный московский экономист Михаил Делягин тоже подвергает критике такую практику: таким образом подчеркивается "лояльность к петербуржцам в Кремле".

Но призыву Путина идти на берега Финского залива следуют не только российские компании: здесь уже обосновались Ford и Toyota, а также Bosch-Siemens, производящая бытовую технику. А в кремлевских кругах на вопрос, кем бы Путин хотел быть после своего ухода с поста президента, отвечают: "мэром", петербургским губернатором - прежде он был всего лишь его заместителем.

Источник: Handelsblatt


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru