The Independent | 14 июля 2008 г.
Россия демонстрирует неуважение к правам человека
Джоан Смит
Колумнистка Independent on Sunday об истинных причинах выдвинутых против ее друга обвинений в шпионаже
Всякий раз, когда кого-нибудь обвиняют в шпионаже, невозможно сказать наверняка, о чем идет речь: о скрытых камерах а-ля "агент 007" или о смеси сплетен и наблюдений, из которых складывается основная масса разведывательных сводок.
На прошлой неделе российское информационное агентство "Интерфакс" заявило, что британский дипломат в Москве - "возможно" - является старшим офицером британской разведки. В сообщении "Интерфакса" фигурирует имя Криса Бауэрса, действующего советника посольства Великобритании в России по экономическим вопросам. Ему вменяются в вину "подозрительные" встречи с участниками оппозиционной организации "Комитет 2008" и правозащитниками с Северного Кавказа, - в том числе из Чечни, где Россия провела две варварских войны, и Северной Осетии, памятной штурмом школы (2004 год), в результате которого погибли более 300 человек.
Я не удивлюсь, если узнаю, что Крис действительно бывал на таких встречах. Я знаю его с 2002 года - тогда он работал в Лондоне на посту главы Департамента политики в сфере прав человека при министерстве иностранных дел Великобритании, а я руководила комитетом при английском Пен-клубе по содействию писателям, находящимся в заключении. Он устраивал мне встречи с руководителями отдельных ведомств министерства иностранных дел и по делам Содружества, помогал выходить на британские посольства и спрашивал совета по ситуации с нарушениями прав человека в странах, о которых у меня была свежая информация. Речь шла о многих странах - от Кубы, где в 2003 году, перед началом войны в Ираке, устроили облаву на диссидентов, до Узбекистана, где тогдашний новый посол Великобритании Крейг Мюррей разоблачал практику применения пыток.
Однако сбор такой информации не делает человека шпионом, и в России соответствующего материала предостаточно. Никогда не забуду тот день, когда мне позвонили с известием об убийстве Анны Политковской, российской журналистки, которую я знала через Пен-клуб. В последний раз я видела ее после попытки отравления в самолете, на котором она летела освещать события в Беслане. Анна выглядела бледной и слабой. В октябре 2006 года, когда она входила в лифт своего дома в Москве, ей выстрелили в голову. Всего через два дня должна была появиться ее статья о пытках в Чечне. С 2000 года в России при подозрительных обстоятельствах погибли более 20 журналистов, что делает эту страну одним из самых опасных мест для занятия журналистикой.
На прошлой неделе на саммите "большой восьмерки" в Японии Гордон Браун при первой встрече с президентом Медведевым высказал ему ряд претензий - в том числе, не в последнюю очередь, в связи с отказом России выдать Андрея Лугового, главного подозреваемого в убийстве российского диссидента Александра Литвиненко. На той же неделе другой - неназванный - источник, на сей раз из британской разведки, заявил, что к смерти Литвиненко причастна государственная машина. Очень может быть, что обвинения в адрес Криса - это очередной удар возмездия.
Честно говоря, в России меня уже едва ли что-нибудь может удивить. В этой стране запретили любую деятельность Британского совета за пределами Москвы, на сотрудников этого учреждения оказывалось давление - как и на британского посла, чью машину преследовали молодые хулиганы. Что касается международной арены, то Россия только что воспользовалась своим правом вето в ООН, чтобы заодно с Китаем провалить проект резолюций против Роберта Мугабе, который мошенническим образом добился победы на президентских выборах в Зимбабве. Эти режимы держатся заодно. Как я на прошлой неделе заметила в беседе с одним другом, Россия - это новый Советский Союз.
Также по теме:
Москва называет британского дипломата Криса Бауэрса шпионом (The Times)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях