The New York Times | 14 июня 2001 г.
Имперская Россия, теперь в цвете
Ян Остен
В последние дни имперской России Сергей Михайлович Прокурин-Горский провел великий фотографический эксперимент. По заказу Николая Второго Прокурин-Горский с 1905 по 1915 гг. путешествовал по стране, фотографируя виды, достопримечательности и главное - жителей Российской империи, а потом демонстрировал результаты с помощью экспериментального трехцветного проектора.
Но в прошлом веке от этой грубой технологии с отдельной экспозицией для каждого цвета отказались. Остались лишь черно-белые фотографии и негативы отдельных цветов. Библиотека Конгресса провела свой собственный эксперимент, применив цифровую технологию для восстановления изначальных ярких красок фотоснимков. Результаты оказались настолько поразительными, что удивили даже работающих в библиотеке специалистов по фотографии.
?Комьютер позволил нам сделать то, что не мог себе вообразить Прокурин-Горский, но что ему очень хотелось сделать, - сказала Верна Кертис, куратор отдела фотографии Библиотеки Конгресса. - У нас получился полный мир, хотя раньше мы считали его черно-белым?.
Этот мир представлен на проходящей в библиотеке выставке ?Империя, которая была Россией: Воссозданная фотолетопись Прокурина-Горского?. Его также можно увидеть в интернете по адресу: www.loc.gov/exhibits/empire.
?Я думаю,люди никогда не понимали, - заявил Харолд Лейч, библиотекарь, специализирующийся по России, - как были декорированы внутренние помещения церквей и монастырей. Яркость этих красок потрясает?.
Обычно считается, что цветная фотография появилась во время Второй Мировой войны, но Прокурин-Горский был одним из немногих, работавших с этим выразительным средством в начале двадцатого века. Он родился в 1863 г., изучал химию в Берлине, работал вместе с пионерами цветной фотографии, а потом вернулся в Россию
Прокурин-Горский пользовался примитивной разновидностью технологии, которая применяется в настоящее время для цветной печати при издании газет, книг и журналов. С помощью специальной камеры он делал три снимка одного предмета на одну стеклянную пластинку. Экспозиции делались через красный, зеленый и голубой фильтры, чтобы получить матрицу для каждого из основных цветов. В своей Санкт-Петербургской мастерской Прокурин-Горский копировал изображения на диапозитивы, которые по сути являлись черно-белыми слайдами.
Не имея надежного метода цветной печати, Прокурин-Горский стал пионером демонстрации слайдов. Три фильтра, используемые ими при съемках, вставлялись в проектор, который накладывал друг на друга три изображения различных цветов, чтобы получить картинку в полной цветовой гамме.
Процесс был грубым, но в то время результат поражал многих, в том числе царя, который предоставил специальное вагонное купе с темной комнатой, автомобили, корабли и письма властям, позволившие фотографу сделать тысячи цветных пластинок в ходе бесчисленных поездок по России.
Летом 1918 г. Прокурин-Горский покинул революционную Россию с двадцатью двумя деревянными корзинами, наполненными стеклянными пластинками и альбомами с черно-белыми фотографиями. Он поселился в Париже и умер в 1944 г.
Библиотека Конгресса купила 1903 стеклянных пластинки с тройным изображением и альбом с контактными копиями у сыновей Прокурина-Горского в 1948 г. Но только в середине восьмидесятых библиотека попыталась восстановить цвета с помощью химикатов для небольшой выставки, прошедшей в 1986 г. По словам Кертис этот процесс был не только очень сложным - он не давал хороших результатов. Цвета были неяркими, многие фотографии выглядели размытыми.
После развала Совестского Союза, произошедшего в 1991 г., интерес к фотографиям Прокурина-Горского возродился, особенно среди ученых, занимающихся восстановлением монастырей и церквей. Проект Прокурина-Горского не просто вызывал у них любопытство - фотографии могли послужить руководством по реставрационным работам.
Линн Брукс, технический сотрудник, уговорила библиотеку попытаться преобразовать цвета с помощью цифровых технологий. Библиотека попросила заняться этим Уолтера Франкхаузера, фотографа из Монровии, Мэриленд.
?Я спросил: ?Какой Прокурин?? - рассказывает Франкхаузер. - Я ничего о нем не знал?. Но, несмотря на то, что Франкхаузер не знаком с историей российской фотографии, он прекрасно разбирается в цифровом воспроизведении изображении. Эти знания, о также последние достижения изобразительных компьютерных технолоний, помогли ему начать работу со снимками Прокурина-Горского.
Забрав из библиотеки черно-белые цифровые копии негативов и сделав разрешение в миллион пикселей на квадратный дюйм, Франкхаузер столкнулся с множеством проблем. Самая сложная была связана с совмещением изображений. ?Они могли не совмещаться тремя разными способами, и пользовались всеми тремя?, - рассказывает он. Он считает, что недостатки камеры сказывались еще сильнее потому, что Прокурин-Горский в бешеном темпе двигал пластинку и менял фильтры, чтобы объект не успел сменить положение.
Проблема вертикального и горизонтального совмещения были легко решены с помощью удаления тех областей, где негативы не совмещались. Самая сложная проблема возникла в связи с тем, что часто пластинка сдвигалась между экспозициями. Это приводило к размытости изображения и появлению странных цветовых паттернов при соединении трех вариантов фотографии.
С помощью стандартных инструментов программы ?Фотошоп? Франкхаузеру удалось совместить изображения. В конце концов, он смог довести точность совмещения до одного пикселя в центре картинки. Сначала он тратил на создание одного цветного изображения 24 часа. Сейчас у него уходит на это 6-7 часов.
?Это бескорыстный труд, - заявил Франкхаузер. - Библиотека мне платит, но поверьте, я ничего на этом не зарабатываю?.
Выставка в помещениях библиотеки завершается 11 августа, но многие фотографии будут по-прежнему доступны в сети. Количество восстановленных снимков, по всей видимости, зависит от бюджета.
?Цвета удивительно чисты, - сказала Кертис. - Нами двигали архивные задачи, мы хотели оцифровать церно-белые изображения и предложить цветной материл в качестве образца. Но потом мы были заворожены этими цветами?.
По оценкам Франкхаузера, имеет смысл восстанавливать еще 700-800 изображений. ?Даже если библиотека решит этого не делать, - сказал он. - Я испытываю чувство духовного родства с Прокуриным-Горским и буду продолжать заниматься созданием коллекции в перерывах между моими обычными делами. Я понимаю, что это звучит сентиментально, но после своей смерти я завещаю ее библиотеке?.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях