Handelsblatt | 14 июня 2006 г.
Тень Путина
Матиас Брюггманн
Сергей Богданчиков и Игорь Сечин позаботились о том, чтобы разрушить нефтяной концерн ЮКОС. Теперь оба закулисных деятеля выводят на биржу "Роснефть"
"Вождя я беру на себя, остальное - за тобой", - согласовывал действия Игорь Сечин в телефонном разговоре со своим партнером Богданчиковым. Под "вождем" подразумевался Владимир Путин, глава Кремля.
Легендарный диалог, который, между прочим, можно купить в Москве в виде записи на CD, стал в июле 2004 года началом самого захватывающего и самого дорогостоящего экономического детектива в истории России - фактической экспроприация и разрушения крупнейшего на тот момент нефтяного концерна ЮКОС.
Закулисные деятели - это коренастый 45-летний Сечин, председатель совета директоров "Роснефти", российского конкурента ЮКОСа, и худощавый 48-летний Богданчиков, президент "Роснефти". Прожженный дуэт вновь заставил говорить о себе - 14 июля он собирается вывести на биржу государственный концерн "Роснефть".
И если на успех последнего мероприятия они могут пока только надеяться, то разрушение ЮКОСа благодаря хорошим связям в Кремль им уже давно удалось.
Дело происходило следующим образом: Сечин, как они договорились по мобильному, успокаивает Путина. Богданчиков занимается тем, что в телефонном разговоре с кремлевским советником Станиславом Белковским он изложил следующим образом: "Три дня за решеткой, и он будет знать, кто в лесу хозяин. Он действует мне на нервы. Есть вещи, которые я никогда не прощаю".
Имелся в виду Михаил Ходорковский. Перед этим глава ЮКОСа в присутствии Богданчикова жаловался Путину на коррупцию в государственном нефтяном концерне "Роснефть". Путин с раздражением отреагировал на попытку Ходорковского очернить своего конкурента. У ЮКОСа слишком много нефтяных месторождений, сказал президент, "и как они появились - большой вопрос".
Всего несколько недель спустя действия против ЮКОСа развернулись по полной программе: налоговые органы потребовали недоимок, исчислявшихся миллиардами, Ходорковский был арестован, приговорен к восьми годам заключения в колонии на границе с Китаем, а концерн ЮКОС - расчленен.
Жесткие действия Путина - это прежде всего дело рук Сечина. Ведь он не только председатель совета директоров концерна "Роснефть", но также и заместитель главы могущественной кремлевской администрации. Но еще важнее то, что он является одним из наиболее близких доверенных лиц кремлевского лидера, "тенью Путина", как называют его российские газеты.
Сечин работал на Путина уже после окончания учебы на филолога и учителя португальского и французского языков, а также после работы переводчиком в Мозамбике и Анголе в советские времена. Поскольку на таких должностях зачастую работали агенты КГБ, большинство московских СМИ предполагает, что карьера Путина, советского разведчика в Дрездене, и карьера Сечина складывались по единому образцу.
После того как в начале 1990-х Сечин и Путин вернулись из-за границы, нынешний глава российского государства вырос до вице-мэра своего родного Санкт-Петербурга. Когда его тогдашний шеф потерпел поражение на перевыборах, он перешел в контрольное управление Кремля, позднее стал заместителем главы могущественной кремлевской администрации, затем - премьер-министром, главой спецслужб, а с 1 января 2000 года - президентом России. И все это время рядом с ним, сопровождая шефа при переходе на каждую новую должность, находится Игорь Сечин, с которым Путин, будучи еще вице-мэром, познакомился во время поездки в Рио-де-Жанейро.
Меж тем многие в Москве задаются вопросом, кто из них обладает большей властью, Путин или Сечин. Ведь Сечин, который до сих пор по привычке старого разведчика кладет все документы на письменный стол текстом вниз, считается не только закулисным дирижером дела ЮКОСа. Сечин - как утверждает журнал "Коммерсант-Власть" - это "лидер группы так называемых "петербургских чекистов", которые фактически контролируют страну". Сечину даже удалось расстроить официально заявленное Путиным слияние "Роснефти" с контролируемым Кремлем газовым гигантом "Газпром".
Вместо этого "Роснефть" под руководством дуэта Сечин - Богданчиков в декабре 2004 года поглотила важнейшую нефтедобывающую дочернюю фирму ЮКОСа "Юганскнефтегаз": никому прежде не известная компания "Байкалфинансгрупп" приобрела "Юганскнефтегаз" за 9,4 млрд долларов. Инвестиционные банки оценивали стоимость "Юганскнефтегаза" в два раза выше. Несколькими днями позже предприятие оказалось в собственности у "Роснефти". С тех пор "Роснефть" гордо провозглашает, что компания увеличила объемы добычи нефти с 21,6 млн тонн в 2004 году до 74,6 млн в прошлом - 70% этого объема приходится на "Юганскнефтегаз".
"Компания, которую "Роснефть" хочет вывести на биржу, - это практически тот же ЮКОС, только в новой упаковке. Почему я должен покупать ее еще раз?" - недовольно спрашивает в Москве один фондовый менеджер, не понимая, почему он должен способствовать выходу "Роснефти" на биржу.
Вчера Богданчиков и его менеджеры объявили, что выход на биржу запланирован на 14 июля - за день до открытия саммита восьми ведущих индустриальных стран (G8), на котором впервые будет председательствовать Путин. В результате крупнейшего с 1999 года размещения акций "Роснефть" хочет получить 14 млрд долларов. Для предприятия, которое оценивается в 80 млрд долларов, это даже не блокирующий пакет. Вчера стало известно, что наряду с институциональными в торгах на Лондонской бирже смогут принять участие и мелкие российские инвесторы.
То, что Богданчикову, для которого за 18 млн долларов был приобретен персональный самолет Cessna Citation X, в ходе IPO придется тесно сотрудничать с банками и аналитиками, оказалось для него тяжелым ударом. "В большинстве случаев их выводы основаны на эмоциях, а не на серьезном анализе", - возмущался как-то ситуацией на финансовом рынке 48-летний Богданчиков.
Помешать Богданчикову может, в первую очередь, следующее: большинство аналитиков все еще считает "Роснефть" хуже всего управляемым нефтяным концерном России. Это вызывает досаду у заслуженного работника нефтяной и газовой промышленности России, оба сына которого недавно тоже пришли в нефтяной бизнес.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях