Le Temps | 14 марта 2001 г.
Немцы и русские выступают единым фронтом против "Сталинграда"
Тьери Жобен, Винсен Монне
Сегодня на экраны французской Швейцарии выходит фильм Жан-Жака Анно. Амбициозное воспроизведение событий. Этот пышно поставленный фильм смягчает накал исторического поединка так, что его с полным основанием можно назвать ?Полюбовное сведение счетов под Сталинградом?. В России он заполняет пустоту: Никита Михалков уже давно обещал поставить фильм о сражении, изменившем ход войны. Но этот фильм прошел стороной от центральной идеи: она была коллективной, а не индивидуальной. Немцы, в основном, критически оценивают этот фильм: по их мнению, в этом кинопроизведении не отражено историческое значение осады Сталинграда. Этот фильм опошлил историю, индивидуализировав события, объединившие тысячи людей по обе стороны фронта.
Сталинград вошел в Историю. Будут ли о нем помнить в будущем? В смысле расходов, несомненно: последний фильм Жан-Жака Анно стал сегодня самым известным европейским произведением: на съемки этого фильма, длившиеся шесть месяцев, было потрачено 125 миллионов франков. Но в художественном смысле, напротив, этот фильм очень быстро будет забыт, и к нему будут относится с таким же пренебрежением, с каким он отнесся к исторической реальности. Сталинградская битва послужила в этом фильме лишь фоном для наивного сюжета, выдержанного в стиле Стендаля. Анно превратил войну почти в фантастическое место, где простодушию советского пастуха, ставшего героическим снайпером (Jude Law играет роль реально существовавшего человека), противопоставляется профессионализм немецкой девушки-снайпера (Ed Harris). Сюжет фильма не передает накала борьбы между двумя тоталитарными режимами, гитлеризмом и сталинизмом, в отличие от того, как это столкновение было изображено, например, в напряженном многотомном романе Василия Гроссмана ?Жизнь и Судьба?.
Анно также попытался воспроизвести один из эпизодов Второй мировой войны. Он бы совершил ошибку, если бы не сделал этого, поскольку проект оказался вполне осуществимым в финансовом плане. И в моральном плане не слишком обременительным. Достаточно вспомнить о том, что после выхода на экраны в 1964 году фильма ?Hitler connais pas? Бертрана Блие или ?Списка Шиндлера? Спилберга в 1993 году, стало очевидным, что большая часть публики имела слишком туманное представление о нацистском периоде. Поэтому, не стоит тратить время на поиски английского названия фильма (Enemy at the Gates) и, более того, пытаться восполнить пробелы в знаниях зрителей, прежде всего, американских.
Результат: в этом фильме война используется в качестве элемента рекламы, вместе с тем, промоушн этого фильма наталкивается на серьезные трудности. В Германии этот фильм называется ?Дуэль?, что объясняется стремлением не будить дурные воспоминания. По крайней мере неплохо, что список фильмов не пополняется еще одним ?Сталинградом?. Поскольку существует более дюжины документальных или художественных фильмов, посвященных этому сражению. Речь идет о фильмах, снятых сразу же после капитуляции Германии (в одном лишь 1943 году вышло 4 фильма), в которых историческая правда в пропагандистских целях преподносилась в искаженном виде. Самым известным остается монументальное произведение Владимира Петрова ?Сталинградская битва? (1950), ярчайший пример помпезного советского киноискусства.
Анно не интересовала пропаганда. Такого просто не могло быть: кинематографист без гражданства, у него отсутствуют какие-либо политические взгляды, политические позиции. Это было смешно в ?Медведе? (когда он, порой, выражал субъективное мнение животного!). Эта ситуация наиболее остро проявилась в ?Сталинграде?: можно ли смотреть на войну взглядом артиста, не имея при этом собственного мнения об этой войне? Уже не в первый раз Анно поскальзывается на этой банановой кожуре. В 1997 году он снял фильм ?Семь лет в Тибете? о реальной истории австрийца Хейнриха Харрера. В этом фильме Анно лишь вскользь коснулся факта нацистского прошлого австрийца.
Анно прекрасно все это осознает: он защищается, пытаясь отыскать причины, и утверждает, что на него оказывает влияние творчество таких деятелей кино, как Эйзенштейн. ? Я хотел сделать русский фильм?, - сказал он корреспонденту журнала ?Премьер?. И взывает о помощи к отеческому образу Серджио Леоне. Автор ?Однажды на Диком Западе? , рассказывает Анно, незадолго до своей смерти обратился к нему, Жан-Жаку, с просьбой, вернуться к проекту о Ленинграде. Леоне на самом деле мечтал рассказать о Сталинградской битве от лица 14-летнего ребенка, но впоследствии предпочел рассказать о Ленинградской блокаде от лица американского документалиста. В этих двух проектах Леоне, еще один великий кинорежиссер без гражданства, сумел решить проблему взглядов на действительность. Анно, объявивший себя последователем Леоне, явно не усвоил урок. Лишь в конце фильма звучит музыка, которую можно воспринимать как проявление уважения к творчеству Леоне, его ?вестернам-спагетти?. Реверанс, красноречиво свидетельствующей о ничтожности фильма.
Цель сражения - изменение мира
Винсен Монне
Став ключевым моментом в ходе Второй мировой войны, победа под Сталинградом стала причиной глубоких изменений и в самой сталинской России.
31 января 1943 года: в зимней шинели, давно не бритый, генерал Паулюс покидает Сталинград под конвоем красноармейцев. В последующие дни 91 тысяча солдат, 2500 офицеров и 24 генерала Вермахта были взяты в плен. После шести месяцев ожесточенных боев, завершилась Сталинградская битва. Мир пребывал в глубоком психологическом шоке: развеян миф о непобедимости гитлеровской армии, исход войны, казалось, был предрешен.
Однако все начиналось довольно скверно. 22 июня 1941 года Гитлер приступил к выполнению плана ?Барбаросса?, целью которого было завоевание ?жизненного пространства? для арийцев и искоренение евреев и ?иудеев-большевиков?. В течение трех месяцев германские войска захватили балтийские республики, Белоруссию, Молдавию и почти всю Украину. Немецкие войска угрожали Москве. Они предприняли осаду Ленинграда с севера и Сталинграда с юга. Однако, ни одна из трех столиц не пала.
После 900 дней сопротивления, 27 января 1944 года был освобожден Ленинград. А до этого, были ослаблены тиски вокруг Москвы и освобождены берега Волги. Изнуренные морозами и измотанные партизанами, немецкие войска начали длительный и болезненный отход к Берлину.
Победа под Сталинградом дорого обошлась русским: погибло более миллиона человек (потери немецкой стороны составили полмиллиона человек). Однако для советского режима она стала началом периода господства на трети территории планеты. Самую большую выгоду из новой международной ситуации извлек Сталин. Именно в этом городе, носящем его имя с 1925 года, ?добро? одержало победу над ?злом?. И, лишив генерала Жукова возможности играть решающую роль, ему было совсем не сложно присвоить себе все заслуги. Кроме того, на фоне Гитлера, его уже не воспринимали как вызывающего ужас советского руководителя, а как лидера нации, сплотившейся в борьбе против захватчика. Он больше не отрицает идеалы революции 1917 года. ?Маленький отец народов? восхваляет ?великий русский народ Пушкина, Толстого, Чехова?? и меняет в своих речах символическое обращение ?товарищи? на ?братья и сестры?, как когда то обращались к народу цари.
Война позволила ?дядюшке Джо? укрепить свой имидж главы государства и ,одновременно с этим, изменила международный статус Советского Союза: ?отсталая? нация, пытавшаяся аннексировать в 1939 году маленькую финскую Карелию, в 1945 году стала второй крупнейшей в мире промышленной державой. Став победительницей, она приняла участие в создании ?нового мирового порядка? на Конференциях в Ялте и Потсдаме. Обладая весомым аргументом, 27 миллионов погибших из населения в 160 миллионов человек, Сталин извлек пользу из ситуации, завершившейся началом холодной войны.
Город Сталинград, ставший историческим символом, не надолго пережил того, кого прославлял. В 1961 году, спустя восемь лет после смерти тирана, бывший Царицын был переименован в Волгоград. И если даже немногие ностальгирующие по прошлому и собираются перед монументом Родины-Матери, построенным в честь победы, сегодня это место очень популярно среди местных молодых альпинистов. Новое поколение, как кажется, именно таким образом демонстрирует свое отношение к прошлому.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях