The Washington Post | 14 марта 2003 г.
На борту авианосца Abraham Lincoln изготавливают бомбы для удара по Ираку
Линдси Лейтон
Где-то в глубине 18-уровнегого авианосца Lincoln, в цехе, куда имеют доступ всего несколько членов экипажа, авиационный техник Брэнди Пауэлл изготавливает бомбы.
18-летняя Брэнди работает в одном из 40 сборочных цехов авианосца Lincoln, которые разбросаны по всему кораблю. Вокруг нее - ряды оливково-зеленых стальных труб высотой от пола до потолка, наполненных взрывчатыми веществами.
Пауэлл вступила в ВМС США всего 8 месяцев назад, и это ее первый рейс на борту ведущего американского авианосца в Персидском заливе. Эта девушка больше похожа на школьницу, и ее скорее можно представить себе в Макдональдсе, чем в окружении оружия прямой атаки целей - Joint Direct Attack Munitions (JDAMs), "умных бомб", оснащенных блоками наведения и приемниками глобальной спутниковой навигационной системы.
"Мне нравится строить бомбы", - подчеркивает Пауэлл.
Она - одна из 100 сотрудников авианосца Lincoln, занимающихся производством бомб. Готовясь к авиаударам по Ираку, они работают как повара, обслуживающие срочные заказы, - собирают бомбы разных типов для разных заданий и тестируют бомбовые арсеналы разных лет производства - некоторые хранятся со времен войны во Вьетнаме.
В цехе, где работает Пауэлл, размещаются, в основном, бомбы GBU-16 и GBU-12. Чтобы предотвратить перемещение во время движения корабля, их прикрепляют к полу цепями. Также здесь хранятся ракеты, упакованные в особые кейсы зеленого цвета. Всего в этом помещении находится порядка 300 т взрывоопасного груза.
По подсчетам военных экспертов, в приближающейся войне с Ираком не менее 80% бомб будут "умными". Это конвенциональные бомбы свободного падения, оснащенные электронной системой наведения. Во время войны в Персидском заливе 1991 года только 10% бомб были управляемыми.
Некоторые бомбы оснащены системой лазерного наведения, т.е. наводятся по отражению лазерного луча, нацеленного на объект поражения. В других используются сигналы спутников глобальной навигационной системы (Global Positioning System). Эти современные системы наведения значительно увеличивают количество точных попаданий и сокращают жертвы среди мирного населения во время ракетных ударов. Как говорят военные стратеги, это оружие можно назвать революционной концепцией военно-воздушной мощи США.
Если Турция все-таки запретит ВВС США использовать свои базы на востоке страны для выполнения боевых задач, авиаудары по Ираку, скорее всего, будут проводиться с авианосцев, таких как Lincoln.
Несмотря на то, что корабль оснащен мощной системой пожаротушения, которая всего за две минуты может до потолка залить водой отсек, в котором вспыхнул пожар, в сборочных цехах персоналу запрещено пользоваться зажигалками и спичками.
Процесс сборки бомбы построен так: корпус бомбы поднимается с паллета-поддона и укладывается на конвейер, расположенный в центре комнаты. Специалисты монтируют лазерные световоды, приемники глобальной навигационной системы, взрыватели и иные компоненты в разных комбинациях в зависимости от конкретного задания.
Над созданием одной бомбы обычно трудятся 10 человек, и они работают с такой скоростью, что вся сборка занимает от 10 до 12 минут.
Готовые бомбы на особых грузоподъемниках доставляются на ангарную или полетную палубу, где их крепят к истребителям F-14 Tomcats и F/A-18 Hornets, направляющимся в Ирак.
35-летний наводчик Энсон Майкл Клафаке занимается изготовлением бомб уже 17 лет. Раньше он размышлял о том, что он создает и как и против кого это будет использовано. Теперь, по его словам, он вообще об этом не думает. "Это моя работа, - говорит он. - Как на фабрике, где делают разные продукты. А мы просто работаем над ракетами и бомбами".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях