Le Monde | 14 марта 2005 г.
Владимир Путин: сильная власть, слабые идеи
Эрик Ле Буше
В 20-е и 30-е годы кадры китайской компартии брали у Москвы уроки политики и экономики. Сегодня российским руководителям впору ездить в Пекин. Они могли бы поучиться там тому, как "управлять" сильным государством в условиях либеральной экономики. Если Владимир Путин намерен копировать китайскую модель, то ему и его команде явно не хватает умения пекинских руководителей.
В то время как правительство Китая год за годом вызывает восхищение у западных инвесторов, российское правительство их разочаровало. Два года назад Путину сопутствовал успех - сегодня его преследуют дипломатические, политические и социальные неудачи. Одно время международные деловые круги не обращали внимания на методы, позаимствованные у КГБ, и отказывались видеть зверства, творимые в Чечне - теперь с этим покончено. В их глазах Путин утратил доверие. Журнал Economist 9 декабря 2004 года подвел итог: "Вывод несомненен. Не будучи политическим и экономическим реформатором, который руководит недостаточно прочной, но реальной демократией, г-н Путин превратился в препятствие переменам в плохо управляемой автократии".
Анархия. Какой провал! В 2000 году, придя в Кремль, наследник Бориса Ельцина пользуется благосклонностью зарубежных кругов. Они признают, что ошибались: крах социализма не ведет автоматически к демократии и капитализму - скорее, он выливается в анархию, в экономический и социальный регресс. Поэтому они ждут от Путина, что он восстановит правовое государство, что он начнет приводить в порядок экономику, чтобы демократия могла пустить корни.
Новая власть возвращает налоги в казну, сдерживает бюджетные расходы и начинает борьбу с инфляцией. Девальвация рубля в 1998 году и рост цен на нефть способствуют повышению экономической активности: ВВП, который в течение 10 лет неуклонно снижался, вновь растет - в среднем на 6,7% в год.
Капиталы возвращаются в страну. Официальный уровень безработицы снижается с 13% в 1998 году до 8% в 2003 году. Доля населения, живущего в условиях крайней бедности, сокращается на треть. Выход из кризиса оказывается "более быстрым, чем прогнозировало большинство наблюдателей", - отмечает в 2004 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). "Эволюция России удивила скептиков", - считает эта организация. Россияне вновь обретают чувство гордости.
Нефтяное "проклятие"? И вдруг все идет насмарку. Может быть, это нефтяное "проклятие", которое здесь - как это часто бывает в арабском мире и в Африке, - дает такие огромные богатства, что ведет к коррупции и неразберихе? Или все дело в диктаторском характере Владимира Путина, который одержал верх? Взятие под контроль политической оппозиции и прессы дает повод думать, что так оно и есть. Во всяком случае вот уже год кремлевская команда совершает один промах за другим.
Первая и главная из них - это ЮКОС. Что может быть более легитимным, чем стремление страны вернуть под свой контроль природные ресурсы, распроданные по бросовым ценам молодым олигархам при Ельцине? Китай прочно удерживает в государственных руках стратегические отрасли промышленности. Но все дело в том, как это делается: вместо того чтобы ясно заявить о намерении провести ренационализацию - "что все бы поняли", признает один лондонский банкир, - Кремль грубо поставил себе на службу полицию, налоговое ведомство и судебную систему. Тем самым он вызвал в свой адрес критику и спровоцировал конфликт, бесконечный и дорогостоящий.
Тактику, избранную с целью заставить "вернуть награбленное" хозяина ЮКОСа, Михаила Ходорковского, понять невозможно. Она состоит в силовой атаке на частную собственность, призванной позволить ее выкупить "Газпрому" - частично приватизированному газовому гиганту, который для своей модернизации нуждается в иностранных инвестициях на сумму в 100 млн. долларов. Можно ли одновременно пугать иностранцев и в то же время привлекать их? Кремль это понимает, но делает один неуклюжий шаг за другим, вплоть до спектакля с аукционом. Российские капиталы бегут из страны и возвращаются лишь под прикрытием иностранного гражданства. Вся российская энергетическая политика оказывается поставленной под вопрос, Кремль уже не знает, как быть дальше, а производство нефти уже шесть месяцев топчется на месте. Это тревожная тенденция для экономики, полностью зависящей от природных ресурсов.
Демонстрации. Власть промахивается и с реформой системы социальных льгот. Более 40 миллионов россиян - пенсионеров, инвалидов, чернобыльских ликвидаторов и пр. - пользуются бесплатными медицинскими услугами и бесплатным проездом на транспорте. То, что власть хочет отменить эту систему, унаследованную от советских времен, можно понять. Но и здесь все дело в способе. Принимается закон о замене льгот денежной компенсацией. Но когда эти суммы распределяются, они оказываются намного ниже стоимости отмененных льгот. Начинаются демонстрации, и Путин отступает. Эта оплошность сильно снижает его популярность.
Эти две ошибки - не единственные: открыто поставлены под вопрос и "управленческие" способности Кремля. Государство претендует на звание сильного, но его структуры поражены коррупцией и некомпетентны. Речь идет об "авторитарном парадоксе". Путину, который хочет иметь сильное государство, следовало бы ускорить реформы, чтобы вновь сделать государственные учреждения эффективными. Но он делает прямо противоположное. ОЭСР отмечает: "Без существенного повышения честности, эффективности и гласности судов и администрации государство будет продолжать тормозить рост".
Иностранные инвесторы еще приходят в Россию, но требуют гарантий. В самом правительстве идет борьба кланов вокруг того, что нужно делать, но не высказывается ни одной сильной идеи. Россия получает прибыль от нефти, но пребывает в поисках стратегии. Цель, поставленная Владимиром Путиным - удвоить ВВП к 2012 году, - достигнута не будет. Китаю же это удастся.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях