Le Figaro | 14 мая 2003 г.
Теракт в Чечне: Путин обвиняет "Аль-Каиду"
Патрик де Сент-Экзюпери
После трех с лишним лет войны референдум, организованный Москвой в Чечне в конце марта, должен был продемонстрировать, что ситуация в мятежной провинции нормализуется. Громкий теракт, совершенный в понедельник, не оставил камня на камне от этого мифа, и без того подмоченного почти ежедневными стычками и бесчинствами военных ? которые продолжаются, несмотря на все официальные заверения.
Теракт, ответственность за который никто на себя не взял, произошел на севере Чечни, в зоне, считающейся наиболее безопасной ? российские военные колонны чувствуют там себя гораздо увереннее, чем в других районах республики. Он произошел в селе Знаменское, неподалеку от шоссе, ведущего на тыловую базу российских солдат, расквартированных в Чечне.
Как рассказывают очевидцы, было 10 часов утра, когда грузовик под управлением смертников, начиненный взрывчаткой, на большой скорости прорвался к комплексу административных зданий, одним из которых было здание местного отделения ФСБ. Мощнейший взрыв разрушил и несколько соседних домов. Из-под завалов были извлечены тела 54 погибших, среди которых ? 22 женщины и 7 детей. 86 человек были госпитализированы.
Владимир Путин немедленно отреагировал на этот теракт, совершенный вскоре после традиционного парада 9 мая, приуроченного к очередной годовщине победы над нацистской Германией. Выступив по телевидению, российский президент заявил, что целью террористов было "остановить процесс политического урегулирования в Чечне", и поручил своим министрам "ускорить подготовку проекта договора о разделении полномочий между Российской Федерацией и Чечней". Сутки спустя, вскоре после теракта в Эр-Рияде, российский президент вновь вернулся к этой теме, проведя связь между двумя событиями: "Почерк и там, и там абсолютно одинаковый, последствия абсолютно сопоставимы".
Некоторых наблюдателей эта оценка ситуации несколько озадачивает. По мнению депутата Госдумы Асламбека Аслаханова, "надежды на нормализацию ситуации тают с каждым днем". Лидер правых либералов Борис Немцов, назвавший мартовский референдум "пропагандистским трюком", отметил, что "все, что происходит в Чечне, работает против президента".
В конце апреля на страницах газеты "Газета" начальник военной разведки по Шатойскому району Олег Сергеев признал, что референдум ведет в тупик. "Местная администрация не лояльна, ? заявил он. ? Почти все жители поддерживают боевиков или симпатизируют им".
На следующий день после теракта российская пресса также отдала дань скептицизму. "Референдум, который, вроде, должен был стать переломным этапом в чеченском кризисе, никакого эффекта не дал", ? пишет "Независимая газета". Официально считается, что 96% чеченцев одобрили принятие новой конституции. В речи, произнесенной накануне голосования, Владимир Путин говорил о "возможности возвращения к нормальной жизни".
Сразу же после объявления результатов референдума стычки между российскими войсками и повстанцами возобновились ? как и бесчинства в отношении гражданского населения. С конца марта было отмечено более 70 случаев "исчезновения" людей, которые приписываются военным. По словам чеченского чиновника, с начала этого года пропавшими считаются уже 245 человек. Правда, как уточнил заместитель чеченского премьер-министра, "нельзя списывать все эти случаи на действия одних только федеральных войск".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях