Süddeutsche Zeitung | 14 мая 2003 г.
Роскошная жизнь за стеной
Петра Штайнбергер
Западные эксперты в Эр-Рияде живут обособленно от местного населения. В королевстве работает примерно семь миллионов иностранцев
Это отнюдь не то место, в котором хотелось бы провести свои последние годы. Поскольку в Эр-Рияде, столице Саудовской Аравии, несмотря на все достижения цивилизации, делающие жизнь в арабской пустыне даже приятной, особенно нечем заняться. В связи с этим западные европейцы приезжают в Саудовскую Аравию на несколько лет, потому что это сулит определенный доход, потому что их направляют туда в командировку, что впоследствии может оказаться для карьеры более чем полезно, даже когда они там работают рядовыми менеджерами, инженерами, специалистами по нефтедобыче или врачами.
Других влечет туда потому, что в регионе Персидского залива все еще можно заработать неплохие деньги, и это касается даже тех, чьи профессии на Западе являются малооплачиваемыми, как, например, у санитаров или учителей. Золотые годы, когда сила ОПЕК и обилие быстро разбогатевших саудовцев начали внушать Западу настоящий страх, закончились. Однако съездить сюда "на пару лет, но не больше, по-прежнему целесообразно", говорит Питер, санитар из Шотландии.
В Саудовской Аравии работает от шести до семи миллионов иностранцев. Недавно власти страны объявляли, что число иностранных рабочих и их семей к 2013 году должно сократиться и составить 20% от общей численности населения. Это коснется примерно трех миллионов иностранцев. До сих пор такие планы, которые должны содействовать "ренационализации рабочих мест", регулярно терпели неудачу ? в частности, из-за нежелания саудовцев заниматься малооплачиваемой и непрестижной деятельностью.
Но и среди иностранцев существует негласная иерархия. Большинство приезжает из Азии, из Пакистана, Бангладеш, Филиппин или из других арабских государств и работает во всех отраслях экономики ? таксистами или мусорщиками, в администрации или в СМИ. Эти иностранцы не имеют никаких прав, им нельзя ни бастовать, ни менять работу, ни покидать страну без разрешения своего спонсора. И поэтому здесь постоянно можно услышать ужасные истории - например, о несовершеннолетних девушках, которых их господа содержат на положении рабынь и иногда принуждают вступать с ними в сексуальные отношения.
Но приехавших с Запада все это не касается. Около 30 тысяч работающих в Саудовской Аравии американцев, столько же британцев, а кроме того, австралийцы и европейцы считаются сливками общества, их труд в Саудовской Аравии хорошо оплачивается, даже если они работают на местные, а не иностранные фирмы. Поэтому до сих пор жизнь западных специалистов в Саудовской Аравии была вполне сносной, если они не нарушали местных обычаев или, в крайнем случае, делали это незаметно. В своих роскошных апартаментах они жили обособленно от местного населения, зато наслаждались всеми прелестями такой жизни.
Эта сегрегация давала определенные преимущества: можно было устраивать вечеринки по западному образцу или варить пиво в ванне, когда заканчивались контрабандные алкогольные напитки. Самое главное, чего нужно опасаться, так это облав, устраиваемых религиозной полицией "Мутава", советовали новичкам старожилы. Но со временем новое поколение приобретало собственный опыт. Американцев и европейцев, живущих в Саудовской Аравии, даже возбуждало то, что цензуре подвергались рождественские открытки или, к примеру, фотография 95-летней бабушки, так как изображение женщин по мусульманским законам запрещено.
После террористического акта в военном городке Кобар Тауэрс в 1996 году США перевели свои воинские подразделения, расквартированные в Саудовской Аравии, еще глубже в пустыню, а теперь и вовсе хотят их вывести. Женщинам-военнослужащим, пока одна летчица не обжаловала это решение, было предписано носить абайю - традиционную местную одежду, скрывающую женскую фигуру с головы до ног.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях