The Independent | 14 мая 2004 г.
Системный процесс, вынесенный из холодной войны
Пол Валлели
Специалистов по пыткам не удивляют подробности историй, которые приходят из иракских тюрем, контролируемых американцами. И чем больше появляется таких историй, тем меньше они выглядят делом рук кучки садистов и извращенцев. Они, скорее, лежат в русле современных пыточных методов.
В лондонском Медицинском фонде помощи жертвам пыток, который в последние три десятилетия имел дело с десятками тысяч случаев, один из ведущих сотрудников, Шерман Кэролл вчера заявил: "Представление о нескольких "паршивых овцах" неверно. Это все чаще выглядит как системный процесс. Психологи сознательно предпринимают попытки создать методики для мусульманской культуры", - добавил он, имея в виду сообщения о вынужденной наготе, симуляции орального секса, вынужденной мастурбации и пирамидах из обнаженных людей, явно рассчитанных на то, чтобы оскорбить приверженцев ислама.
Методы, основанные на принципах психологической дезориентации, а не на причинении физической боли, были впервые применены в России и Китае после Второй мировой войны. Они включали в себя унижение, одиночное заключение, дезориентацию, лишение узников сна, тепла, воды, пищи и человеческого достоинства. КГБ и китайская тайная полиция обучили этим методам северокорейцев, которые во время войны в Корее применяли их к британцам.
Британская разведка применяла те же методы в колониях: Кении, Адене и на Кипре. Их использовали и в Северной Ирландии. В 1970 году 12 подозреваемых членов ИРА лишали пищи и сна, надевали им на головы мешки, разрешали касаться стены только кончиками пальцев в то время, как у них в ушах звучал пронзительный "белый шум". Когда этот инцидент стал достоянием гласности, Суд по правам человека в Страсбурге назвал эту практику негуманной, унижающей человеческое достоинство и противозаконной. Правительство Эдварда Хита в 1971 году запретило эти методы.
В те годы, когда главную угрозу Западу представляла холодная война, а не терроризм, общественное мнение было настроено против пыток. В 1984 году вступила в силу Конвенция ООН против пыток, жестокого и бесчеловечного обращения и наказаний. Мировое сообщество во главе с Госдепартаментом США начало мониторинг пыток. Госдепартамент до сих пор выпускает ежегодные доклады, в последнем из которых критике подверглись Бирма, Египет, Эритрея, Иран, Израиль, Иордания, Ливия, Пакистан, Саудовская Аравия, Тунис и Турция.
Но хотя Британия и США подписали конвенцию, они продолжали обучать пыточным методам некоторые группы военных. Методики используются для обучения солдат, которые могут попасть в плен за линией фронта. Курс сопротивления следователям ограничен 48 часами. Раздевание донага и сексуальное унижение являются компонентом системы.
Но в 1997 году стало ясно, что США применяют эти методы к своим противникам. Тогда они стали достоянием гласности для учебника для следователей ЦРУ. В частности, излагалась теория о том, что в заключении шок, пережитый при пленении, должен сохраняться, благодаря разрушению того, от чего зависит чувство идентичности узника: преемственности окружающей обстановки, привычек, внешнего вида, отношений с другими людьми. "Содержание под стражей должно планироваться таким образом, - говорилось в одном из учебников, - чтобы у заключенного возникало чувства отрезанности от всего знакомого и успокаивающего".
Психологическая боль эффективнее физической, говорится в учебнике. "Угроза насилия обычно ослабляет или разрушает сопротивление эффективнее, чем само насилие. Физические страдания часто приводят к ложным признаниям, тогда как психологическая боль подрывает силу внутренней мотивации".
В июне прошлого года президент Джордж Буш отрицал, что США применяют пытки в Афганистане, на базе Гуантанамо и в Ираке. Но в среду министр обороны Дональд Рамсфельд признал, что применяются лишение сна, изменение рациона питания и неудобные позы.
По данным Human Rights Watch, юристы Пентагона разработали "матрицу" приемлемых методов из 72 пунктов, которые включают в себя раздевание заключенных догола, воздействие на них ярким светом или оглушительным шумом, жарой или холодом, связывание в неудобных позах. Более сильные методы должны применяться с санкции вышестоящих командиров, но разрешены. Рекомендации юристов держат в тайне. Полагают, что конвенция о пытках перестает действовать, когда узники формально находятся в другой стране.
Прошлой осенью, после того, как генерал-майор Джоффри Миллер покинул Гуантанамо и стал начальником американских военных тюрем в Ираке, там было введено в обращение около 50 "методов принуждения".
Сторонники жестких методов утверждают, что это еще не пытки. Правозащитники с этим не согласны. Конвенция ООН гласит, что пытки это "любое действие, причиняющее боль или страдания, физические или душевные", говорит Шерман Кэролл.
По мнению критиков, эти методы неэффективны. "Пытки вызывают галлюцинации, - говорит Кэролл, - и признания могут быть ложными". Есть опасения, что следователи плохо регулируют "уровень силы".
Но американские чиновники утверждают, что пытки приносят результаты. Абу Зубайдан из "Аль-Каиды", говорят они, в ходе "интенсивного допроса" сообщил о планах по созданию грязной бомбы.
Но даже если пытки приносят плоды, критики считают их неприемлемыми. "Жертвы режима Саддама вновь приходят в Медицинский фонд помощи жертвам пыток, - говорит Кэролл. - Недавние фотографии вызывают у них воспоминания о том, что они перенесли при Саддаме".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях