Статьи по дате

The Wall Street Journal | 14 мая 2004 г.

Демократизация, декриминализация, демилитаризация

Владимир Сокор

На прошлой неделе мирная победа демократии в Аджарии продемонстрировала способ урегулирования и даже предотвращения сепаратистских конфликтов в других регионах, ранее находившихся под советским правлением. В Молдавии, являющейся ареной подобного конфликта, местные сторонники гражданского общества недавно предложили концепцию урегулирования конфликтов. Она называется "Стратегией трех Д": демократизации, декриминализации и демилитаризации.

Демократизация - необходимый параметр политического урегулирования конфликтов, но ею чаще всего пренебрегают. Отколовшиеся государства превращаются в миниатюрную модель российского правления. Это модель, где политическое руководство, спецслужбы, теневой бизнес и организованная преступность переплетены, контролируют политику, управление и экономику.

Взаимодействуя с Западом, Грузия, Армения, Азербайджан и Молдавия выработали некоторый политический и институциональный плюрализм и зачатки гражданского общества. Однако контролируемые Россией анклавы остаются авторитарными и милитаризованными. Столь различные политические пути в Молдавии и Грузии расширяют пропасть между законными государствами и их сепаратистскими регионами. Устойчивое политическое урегулирование потребует замены этих режимов.

Демократическое вхождение в эти районы должно стать приоритетом любых усилий по урегулированию конфликтов. При всех своих демократических амбициях, ООН и ОБСЕ, номинально посредничающие в "переговорных процессах" на протяжении последних 10 лет, ничего не сделали для демократизации в отколовшихся анклавах: Аджарии и Южной Осетии в Грузии, Карабахе, вокруг которого ведут территориальный Армения и Азербайджан.

Демократия должна на несколько шагов опережать переговоры об урегулировании конфликта. Совет Европы показал, что он способен эффективно работать с законными правительствами региона. Теперь он и ОБСЕ должны продвигать демократию в отколовшихся районах. Бездействие позволяет правителям манипулировать изолированным и неинформированным населением. Населению нужны независимые СМИ и политические альтернативы.

При очень скромных затратах, правительственные и неправительственные организации, продвигающие демократию, могут оказать открытую поддержку группам, выступающим за гражданское общество, воодушевить свободные СМИ в отколовшихся районах. Это может привести к возникновению демократических политических партий.

Процессы демократизации в отпавших районах должны сопровождаться декриминализацией. Это сдвинет на обочину мафиозных политических лидеров, чья заинтересованность в теневой экономике препятствует попыткам урегулирования конфликтов. Только смена криминализованного руководства может открыть путь для помощи в восстановлении. Оно, в свою очередь, станет фундаментом политического урегулирования. Оно также даст многострадальным жителям этих анклавов стимул дистанцироваться от своих правителей.

Итак, демократизация и декриминализация должны идти параллельно. Верховенство закона создаст необходимые условия для демократизации. Главным приоритетом должна стать демилитаризация вооруженных сил и спецслужб самопровозглашенных государств.

Демилитаризация является ключевым элементом всего процесса и должна преследовать три цели: закрытие российских военных баз и вывод российских войск; роспуск созданных Россией вооруженных сил и спецслужб в сепаратистских анклавах; превращение "миротворческих" операций российской армии в этих районах в международные, преимущественно гражданские операции. Сегодня все три цели достижимы.

Вывода российских войск требуют Договор об обычных вооруженных силах в Европе и Стамбульские договоренности ОБСЕ по Южному Кавказу и Молдавии. На июньском саммите НАТО необходимо заставить Россию выполнить эти международные обязательства. На предстоящем саммите с Россией так же должен вести себя ЕС.

На сегодняшний день не соблюдаются ограничения, касающиеся тяжелых вооружений, и не выполняются обязательства по закрытию баз и выводу войск. У Москвы остается три базы в Грузии. Она сохраняет военное присутствие в Молдавии, перебросив войска, которые должна была вывести, в Приднестровье. В Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии остается военная техника, которую Россия, в соответствии с договором, должна была уничтожить или вывезти, большие ее количества развернуты в Карабахе.

Эти проблемы можно решить при минимуме политической воли в Евро-Атлантическом сообществе. По международным меркам количество российских войск, представляющих угрозу для стран, где они находятся, невелико. Политические и финансовые аргументы, которыми Москва оправдывает их присутствие, легко разоблачить.

Доступные международные инструменты до сих пор практически не использовались странами, которых это непосредственно касается, и их западными партнерами. Конечно, они могут добиться вывода российских войск, основываясь на международном праве и суверенитете. Они могут поднять этот вопрос в международных организациях, поставить его на повестку дня в отношениях НАТО, ЕС и США с Россией, и не только на саммитах.

Пока Россия сохраняет монополию на "миротворчество" в регионе и роль "посредника" в конфликтах. Войска США и НАТО действуют в других частях Европы и Азии, а ЕС почему-то стесняется взять на себя ответственность за сохранение мира.

В любом случае, миротворческие операции военного характера излишни. Прекращение огня в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Карабахе не нарушается годами, поскольку сами участники конфликтов, прежде всего - законные правительства, знают, что в результате военных действий они потеряют больше, чем приобретут. Присутствие российских "миротворцев" только усугубляет непримиримость сепаратистских властей.

"Миротворческие" операции должны быть международными и гражданскими, с полномасштабным евро-атлантическим участием. Для соблюдения прекращения огня достаточно небольшого количества легко вооруженных международных наблюдателей.

НАТО и ЕС создали положительную модель миротворческих операций в Боснии и Македонии. Они включают в себя полицию и инструкторов, судей, назначенных международным сообществом, создание компонентов административного управления, обучение таможенников. Затраты, которые потребуются на Южном Кавказе и в Молдавии, ничтожны по сравнению с ресурсами, вложенными в Ирак, Афганистан и даже Балканы.

В распоряжении НАТО и ЕС достаточно средств для создания международной миротворческой миссии к востоку от Черного Моря. Она обеспечит политическое урегулирование, соответствующее интересам евро-атлантического сообщества, и демократическое развитие стран этого стратегически важного региона.

Источник: The Wall Street Journal


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru