Financial Times | 14 мая 2008 г.
Зачем нужна лига демократических стран
Роберт Каган
В условиях, когда усиливаются трения между Россией и Грузией, в Китае растет национализм в ответ на осуждение действий Пекина по подавлению волнений в Тибете, диктаторы пострадавшей от урагана Мьянмы отказываются принять международную помощь, кризис в Дарфуре бушует по-прежнему, Иран по-прежнему продолжает ядерные разработки, а Роберт Мугабе по-прежнему, применяя силовые методы, держится за власть в Зимбабве - что, как вы думаете, в этой ситуации не дает спокойно спать некоторым международным обозревателям? Их тревожит не что иное, как идея создания новой международной организации, лиги или сообщества демократических стран.
"Опасность" - предостерегает один из колумнистов на этой же полосе, переживая, что начнется новая холодная война. И он в этом не одинок. По обе стороны Атлантики эта мысль - больше всего внимания привлекло заявление сенатора Джона Маккейна, выдвинувшего ее год тому назад - оценивается как непрактичная и провокационная. Возможно, некоторые соображения способны заглушить этот растущий хор встревоженных голосов.
Идея сообщества демократических стран возникла не в кругах республиканцев, но среди членов Демократической партии США и либералов-интернационалистов. В 1990-е годы экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт пыталась создать подобную организацию. В последние годы эту идею предлагал Айво Дейолдер, эксперт по внешней политике, один из старших советников Барака Обамы. Ее также пропагандировали Энн-Мари Слотер, декан Woodrow Wilson School при Принстонском университете, и профессор Джон Айкенберри, известный теоретик либерального интернационализма. Есть у нее и сторонники в Европе - например, премьер-министр Дании Андерс Фог Расмуссен, недавно предложивший свою собственную концепцию "альянса демократических стран". Тот факт, что Маккейн ратует за эту идею, может кое-что сказать нам о широте его мышления. Но европейцам не следует хвататься за револьверы только потому, что первым идею выдвинул кандидат от республиканцев.
Американским либералам-интернационалистам эта мысль импонирует, так как предназначением такой организации станет продвижение либерального интернационализма. Айкенберри полагает, что сообщество демократических стран может способствовать повторному укоренению Соединенных Штатов в контексте интернационалистической политики. Дейолдер полагает, что в результате увеличится влиятельность демократических союзников Америки в Вашингтоне. Это мнение разделяет и Маккейн, в одной из своих недавних речей упомянувший, что Соединенным Штатам необходимо не только выслушивать своих союзников, но и, когда те стремятся переубедить США, не подавлять в себе желание согласиться с их аргументами.
Лига демократических стран также будет ратовать за идеалы либерализма в международных отношениях. Демократическое сообщество поддерживает формирующийся принцип права, который принято называть "ответственностью за защиту". Согласно этому принципу, лидеры стран привлекаются к ответу за то, как они обращаются с населением. Министр иностранных дел Бернар Кушнер предложил применить этот принцип к Мьянме, если генералы будут упорно отвергать международную помощь, предназначенную для гибнущих граждан страны. В ООН эта идея была без долгих рассуждений отвергнута; кстати, в этой организации другие вмешательства из гуманитарных соображений - в сегодняшнем Дарфуре или в Косово несколько лет тому назад - тоже встречали отпор.
Так станет ли сообщество демократических стран организацией, которая вытеснит ООН? Конечно, нет, в той мере, в какой ООН не заменяют "Группа восьми" ведущих промышленно развитых стран или любая из многочисленных других международных организаций. Но демократические страны мира могут сделать своим общим делом принятие мер в связи с гуманитарными кризисами в случаях, когда Совет Безопасности ООН не достигает единогласия. Если кого-то настораживает эта перспектива, то тогда ему следует добиваться упразднения НАТО, Европейского союза и других региональных организаций, которые не только могут осуществлять коллективные действия в связи с кризисами, по вопросу которых Совет Безопасности зашел в тупик, но и, в случае Косово, действительно так действуют. Разница в том, что лига демократических стран будет предназначена не только для европейцев и американцев, но также включит в себя и другие великие демократии мира - как-то Индию, Бразилию, Японию и Австралию - и будет иметь еще большую легитимность.
Некоторые европейцы говорят, что именно этот глобальный аспект их и волнует, так как он снижает центральную роль Европы. Те же самые опасения заставляют европейцев колебаться, воздерживаясь от расширения Совета Безопасности путем приема Японии, Индии и Бразилии. Но это политическая близорукость. Новые институты должны отражать реалии глобальной политики. Чем больше будет в мире солидарности между демократиями, тем влиятельнее станет демократическая Европа.
Некоторые критики этой идеи сетуют, что слишком сложно определить, какие государства являются демократическими, а какие - нет. Из уст представителей ЕС - самого элитарного "клуба демократий" в мире - это возражение звучит особенно странно. Когда европейцы рассматривают вопрос о приеме нового государства-члена, они не пожимают плечами и не рассуждают о безнадежной запутанности смысла термина "демократия". Они пользуются четкими и жесткими критериями при установлении, является ли государство-соискатель демократическим. Новая лига демократических стран могла бы просто позаимствовать анкету-опросник ЕС.
Станет ли сам факт того, что демократические страны действуют сообща, толчком к новой холодной войне? Полагать так было бы непомерным паникерством. Но соперничество идеологий уже началось. Министр иностранных дел России Сергей Лавров отмечает, что впервые за много лет на рынке идей сложились настоящие условия для конкуренции между различными системами ценностей и моделями развития. Для него хорошей новостью является то, что Запад, как выразился сам Лавров, утрачивает свою монополию на процесс глобализации. Вне зависимости от того, верны ли слова Лаврова, демократиям не следует стесняться отстаивать свои идеи в ходе этой конкуренции. Ни Пекин, ни Москва и не будут ждать от них иного.
И вот последний резон не тревожиться из-за лиги демократических государств - ее идея не будет воплощена в жизнь, если этого не пожелают великие демократии мира. Речь идет об идее, которую Соединенные Штаты навязать не способны.
Роберт Каган - старший научный сотрудник Carnegie Endowment for International Peace, трансатлантический старший научный сотрудник German Marshall Fund и неофициальный советник сенатора Джона Маккейна. Новая книга Кагана называется "Возвращение истории и конец мечтаний"
Также по теме:
Маккейн против Маккейна (Newsweek)
Америка должна подавать хороший пример для подражания (The Financial Times, Джон Маккейн)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях