Le Temps | 14 мая 2008 г.
Испытание для китайского режима
Тристан де Бурбон
Правительство принимает международную материальную помощь, но отказывается от услуг иностранных спасателей. Власти понимают, как высоки ставки в этом кризисе за несколько недель до начала Олимпийских игр
Меньше чем за три месяца до Олимпийских игр в Пекине Китай потряс очередной масштабный кризис, последовавший за мартовским восстанием в Тибете, хаотической эстафетой олимпийского огня, беспрецедентными февральскими холодами и галопирующей инфляцией цен на продовольственные товары. Глава госсовета Вэнь Цзябао во вторник признал, что правительство недооценило масштабы гуманитарной катастрофы, вызванной бедствием, число жертв которого уже достигло 12 тыс. погибших в одной только провинции Сычуань, где находился эпицентр землетрясения силой 7,9 балла по шкале Рихтера.
Китайские власти призвали к общенациональной мобилизации для помощи жертвам, в то время как тысячи человек не могут выбраться из разрушенных зданий, а сильные дожди препятствуют прибытию спасателей в горные регионы на западе Китая. На улицах Пекина местные организации расклеивают на стенах призывы к сбору пожертвований для пострадавших от землетрясения. Вчера спасательные обозы с транспарантами "Поможем от всего сердца" двигались в направлении столицы провинции Чэнду из Чунцина - города, в котором садились все самолеты, направляющиеся в район землетрясения.
Китайскому режиму предстоит справиться со множеством вызовов. Унаследовавший очень давнюю традицию сокрытия фактов о катастрофах, Китай сегодня не может позволить себе халатно отнестись к устранению последствий трагедии, как это было во время кризиса атипичной пневмонии в 2003 году, из-за которого страна подверглась осуждению всем международным сообществом в связи с долгим молчанием о распространении этой пневмопатии, не знающей границ. С этой точки зрения, Пекин, похоже, усвоил урок и продемонстрировал определенную открытость. Китайские СМИ освещают трагедию, постоянно публикуя множество подробностей, свидетельств и фотографий.
Как и в 1998 году, во время последних крупных наводнений на реке Янцзы, государственные телеканалы фокусируют внимание на роли армии и необходимости всем как один объединиться для борьбы с бедствием под руководством Коммунистической партии. Отдел пропаганды напомнил средствам массовой информации об их ответственности, издав указ о запрете на распространение "слухов". Это означает, что следует придерживаться информации, отфильтрованной властями. В редакционной статье газета Pékin Xinjingbao отметила, что эффективность спасательной операции во многом зависит от свободы информации. Кроме того, газета подчеркивала, что эта трагедия станет первой проверкой внедрения на практике нового закона о прозрачности информации о катастрофах.
Международное внимание тем сильнее, что в это же самое время бирманский союзник Пекина блистает своим отказом сообщать об истинных последствиях циклона, опустошившего часть территории Мьянмы, продолжает отказываться от международной помощи, неподконтрольной его армии. Эффективность организации спасательной операции в Китае, напротив, приветствуется международным сообществом, в том числе и Далай-ламой. Многочисленные письма поддержки и предложения помощи приходят отовсюду. Пекин согласился принять финансовую и материальную помощь. Но, как и бирманские генералы, китайская власть пока заявляет, что обойдется без помощи иностранных специалистов.
Этот отказ, возможно, объясняется тем, что эпицентр землетрясения находится в районах, где живут тибетцы. Города Вэньчуань и Бэйчуань, больше других пострадавшие от бедствия, принадлежат к автономной префектуре Аба, где множество тибетцев, по данным тибетского правительства в изгнании, в марте подверглись репрессиям со стороны китайских спецслужб. Один кризис, тем самым, наложился на другой, что только усложняет задачи, стоящие перед властями. Возможно, этим же объясняется отправка в зону бедствия формирований вооруженной полиции, приоритетная задача которой - борьба с "нарушениями общественного порядка". Пока неизвестно, смогут ли попасть в этот регион иностранные журналисты, так как после беспорядков в Лхасе Пекин ограничил доступ во все тибетские районы из соображений "безопасности".
Во вторник было еще слишком рано делать выводы о том, повлияет ли эта катастрофа на китайскую экономику из-за возможных перебоев в электроснабжении страны, ведь в Сычуани расположены крупные ГЭС. Знаменитая плотина "Три ущелья", расположенная в низовьях Чунцина, в провинции Хубэй, не пострадала. Вчера вечером на автодорогах между Чунцином и Чэнду количество топлива, продаваемое частникам на автозаправочных станциях, было ограничено до суммы 50 юаней (около 5 евро), чтобы дать возможность заправиться грузовикам, доставляющим помощь со всей страны.
По мере приближения Олимпийских игр ставки для режима растут. Эффективное и относительно прозрачное разрешение нынешнего кризиса позволит режиму завоевать симпатии, которые вызывает любая страна, пострадавшая от природных катаклизмов. Попытка скрыть масштабы бедствия, отказ принять иностранных специалистов, крайние меры при устранении последствий ради патриотической пропаганды и запрет доступа в наиболее проблемные зоны иностранным журналистам - вопреки обещанию, данному МОК, - все эти факторы могут еще больше подорвать имидж китайской власти, уже перешедшей к обороне.
Также по теме:
Выдержит ли Китай испытание катастрофой? (Обзор прессы)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях