The Weekly Standard | 14 мая 2008 г.
Конец истории
Рейбен Ф. Джонсон
Россия грозится подать в суд на Китай за нарушение прав интеллектуальной собственности
Россия и Китайская Народная Республика вот-вот столкнутся лоб в лоб по крупному вопросу национальной безопасности и стратегической важности для обеих сторон. Хотите верьте - хотите нет, а дело касается не маршрута газопровода, разработки ядерных вооружений либо стремительного подорожания российской нефти. Речь о давнишней склонности китайцев изготавливать нелегальные копии едва ли не чего угодно.
"Чужой автомобиль вы бы красть не стали!" - таково предостережение, возникающее на экране почти всякий раз, как вы вставляете в свой DVD-проигрыватель диск с каким-то фильмом. Далее обычно следует череда разъяснений, что пиратское копирование фильмов - это очень нехорошо, в том числе дежурное предупреждение ФБР США, что видеопиратство наказуется тюремным заключением на срок до 5 лет в федеральных исправительных заведениях и/или штрафом в размере 250 тыс. долларов.
Но есть страна, где эти предостережения не действуют или почти не действуют, - это Китайская Народная Республика в практически любой точке своей громадной территории. Проезжая по различным регионам страны, видишь, что жители выглядят иначе, у еды другой вкус, а путунхуа (мандаринский диалект китайского языка), на котором говорят в Пекине и других областях северного и юго-западного Китая, вытесняется гуандунхуа (стандартным кантонским диалектом) или другими местными наречиями.
Но одна черта крупных городов неизменна: почти в любом магазине, торгующем DVD и CD-дисками, есть секретный зал за тайной дверью или книжным шкафом, где имеется широчайший ассортимент пиратских фильмов и музыкальных альбомов - все из которых теоретически распространяются незаконно. В последнем из этих секретных залов, которые я посетил в апреле нынешнего года, 10 DVD предлагались за 100 китайских юаней (ренминби), а 11-й давали к ним бесплатно. То есть диски обходились примерно по 1,3 доллара за штуку. Наверно, это одна из немногих точек на планете, где за американский доллар до сих пор можно что-то купить. (Город называть не буду, а то еще местная жандармерия решит устроить символические притеснения этих предпринимателей, дабы создать позитивный предолимпийский пиар и отвлечь всеобщее внимание от позорной ситуации с эстафетой олимпийского огня и недавним разоблачением тайной базы субмарин китайских ВМС).
Но Голливуду и коммерческим ассоциациям, представляющим интересы известных артистов, - всем, кто пытается покончить с пиратским размножением фильмов и музыки - пока особо не на что жаловаться по сравнению с положением, в котором оказалась российская авиационная промышленность, выпускающая военные самолеты. Как сообщила российская газета "Правда", "китайские пираты вывели свою деятельность на новый уровень".
В начале 1980-х и до распада СССР советская авиационная промышленность создала две чрезвычайно эффективные модели истребителей с двумя двигателями и хвостовым оперением с разнесенными рулями направления: "МиГ-29", плод ОКБ имени Микояна, и "Су-27", творение конструкторского бюро Сухого. Второй из них был намного крупнее, чем небольшой и более маневренный "МиГ". Он находился в одной весовой категории с "F-15" корпорации Boeing и, подобно своему американскому аналогу, должен был служить перехватчиком дальнего действия, который необходим государствам с весьма протяженными воздушными рубежами, нуждающимися в обороне.
В начале 1990-х КНР жаждала обзавестись именно таким самолетом. Китайская промышленность работала над созданием подобного самолета много лет, но более чем на 10 лет ее попытки сконструировать нечто новаторское застопорились. Тем временем российские вооруженные силы вообще перестали финансировать промышленность своей страны и размещать там заказы. Производители российских вооружений могли выжить лишь за счет экспорта своей продукции в Китай, Индию и другие страны.
Спустя несколько лет после того, как Китай впервые приобрел "Су-27" в экспортном исполнении, он подписал контракт с российской государственной структурой, которая курирует экспорт оружия, - "Росвооружением" - на производство по лицензии на Шеньянском авиационном заводе 200 дополнительных "Су-27СК", а также впоследствии заказало "Су-30МКК" - двухместный, многоцелевой вариант этого самолета. Российская промышленность вздохнула с облегчением: на ее счета потекли миллиарды долларов из Китая.
Но в 2004 году китайские военные объявили Москве, что в самолетах, которые Китай производил по лицензии, отпала необходимость, так как, по словам самих китайских военных, "боеспособность этих самолетов слишком ограничена". Производство 200 "J-11" - так Шеньянский завод нарек "Су-27СК", которые собирались в Китае, - было остановлено после выпуска всего 95 штук. При этом на завод было поставлено всего 180 двигателей "АЛ-31Ф", созданных конструкторским бюро "Сатурн" имени А. Люльки.
Спустя три года, в 2007 году стало совершенно ясно, почему Шеньянский завод прекратил лицензированное производство "Су-27СК" на половине запланированной партии. Китайская промышленность узнала все, что ей требовалось для копирования этой модели самолета, и вскоре представила всеобщему вниманию свой "остроумно разработанный" истребитель "J-11B", который по всем внешним чертам выглядел аналогом "Су-27СК". Российские власти выразили свою реакцию не в самой дипломатичной форме. Московская "Независимая газета", сославшись на российские источники, заявила, что ""J-11B" - абсолютная копия "Су-27СК"".
Тот факт, что Пекин производит собственные копии самолетов "Су" ("сушек", как их иногда неформально именуют в России), обеспокоил Москву. Копия "Су-27СК" в потенциале может иметь для рынка российской продукции оборонного назначения те же последствия, что и китайская промышленность - для американской промышленности бытовой электроники. Точно так же как универсальные магазины Wal-Mart почти исключительно наполнены разнообразными товарами китайского производства, так и рынок истребителей в будущем может быть заполонен дешевыми китайскими копиями "Су-27". Согласно некоторым пессимистическим прогнозам российских экспертов, Шеньянский завод может выбросить на экспортный рынок до 5 тыс. "J-11B", что заставит многочисленные государства, стремящиеся к модернизации своих ВВС, отказаться от многих западных и даже российских аналогов этой техники.
"Независимая газета" сообщает, что в результате Россия официально проинформировала Китай, что считает "J-11B" полной копией "Су-27СК" и что это является прямым нарушением контрактных обязательств между государствами, а Москва также обещала инициировать судебное разбирательство с целью защиты своих прав интеллектуальной собственности.
Однако трудно разобраться, в какой суд Москва может обратиться со своими претензиями. Китай принадлежит к ВТО, а Россия - нет. Даже если бы для подачи судебного иска против Китая существовал четкий и ясный путь, юридические основания такого иска выглядели бы сомнительно: в России пиратское копирование программного обеспечения и других продуктов, защищенных авторскими правами, распространено так же широко, как и в остальном мире.
Но есть и другая, более масштабная проблема - Москва зависима от Китая в связи с его заказами на другую продукцию оборонной промышленности. На данный момент в Китай экспортируется большая часть двигателей для военной авиации, производимых в России. Кроме того, Пекин - один из немногих перспективных покупателей целого ряда российских вооружений нового поколения. Привлечь к судебной ответственности своих азиатских "попутчиков" - это лишь гарантировать, что спад экспорта продукции оборонной промышленности в Китай, в последние годы и без того составивший более 60%, станет еще крупнее.
Во время кредитного кризиса можно услышать сентенцию: "Если ты берешь в долг 5 тыс. долларов, то сам становишься собственностью банка, но если ты берешь в долг 5 млн долларов, то уже банк переходит в твою собственность". Если перенести это на положение российской оборонной промышленности, получится, что Москва мало что может сделать для принципиального изменения ситуации, в которой оказалась. Москва так много вложила в деловые связи с Китаем в сфере оборонной промышленности, что теперь почти неспособна разорвать их и полностью отказаться от этого рынка.
В то же самое время цена за то, чтобы остаться на китайском рынке, подобна цене, которую платят картежники за игру в покер на большие деньги. Нужно отказаться от того, что ты уже вложил, полагаясь на то, что сумеешь добиться от Пекина финансирования следующего поколения военной техники. Для российской промышленности риск высок, а для остального мира еще выше. Теперь вопрос состоит в том, где кончается экспортный рынок российского оружия и где начинается рынок продукции Китая (созданной на основе того, что китайцы переняли у российских производителей). Ответ будет зависеть от того, кто кого перехитрит в следующем раунде: россияне пиратов или пираты - россиян.
Рейбен Ф. Джонсон - постоянный автор THE WEEKLY STANDARD Online
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях