Financial Times | 14 мая 2013 г.
Кремль больше не нуждается в "серых кардиналах"
Чарльз Кловер
Второй по могуществу - а иногда даже первый - пост в Кремле не имеет официального названия, утверждает The Financial Times. "Нет ни протокола для назначения людей на него, ни специально выделенного бюджета. Есть просто общее мнение российской политической элиты, что кто-то всегда должен играть роль главного манипулятора, того, кто шепчет за кулисами, режиссера политического театра", - пишет журналист Чарльз Кловер. При власти Путина это был Владислав Сурков ("демиург при трех президентах", как именует его автор).
Отставка Суркова с поста вице-премьера - знак, что сурковская эпоха закончилась. Если Сурков управлял внутриполитической жизнью в стиле "голливудского агента по кастингу", то его преемники используют более грубые инструменты.
"Сегодня "серые кардиналы" не востребованы, нет необходимости в каких-то грандиозных манипуляциях. Никто не продумывает на три хода вперед. Зачем напрягаться, если на первом же ходу можешь бросить противника в тюрьму?" - говорит интернет-предприниматель Антон Носик, один из самых влиятельных блоггеров в России.
Экс-политтехнолог Марат Гельман замечает: в настоящее время враги - не только противники режима, но и все, кто не поддерживает его активно: "Теперь всем следует бояться, это новая oprichnina".
Сурков относился к собственным политическим проектам иронично, подчеркивает Гельман. Теперь же игровой постмодернизм сменился "идеологизированным и воинственным подходом, делающим упор на национализме и антизападности" (формулировка газеты). Телевидение беспрерывно предостерегает об иностранных угрозах российской государственности.
Эксперты указывают, что и Россия сильно изменилась по сравнению с сурковской эрой: экономика "чихает, как мотор", рост доходов населения застопорился, граждане устали от Путина. У преемника Суркова в кремлевской администрации, Володина, "попросту более трудная работа", заметил политтехнолог Дмитрий Бадовский, работающий с Володиным.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях