The Guardian | 14 мая 2015 г.
Запад говорит о новой холодной войне. Для россиян она уже началась
Сюзан Ричардс
Сюзан Ричардс, автор статьи в The Guardian, считает, что значительная часть вины за политику России лежит на Западе и ему следует изменить отношение к восточному соседу, поскольку в противном случае возможен "крупный конфликт".
Несмотря на большой опыт путешествий по российской глубинке, журналистку, по ее словам, "шокировало" увиденное во время первой поездки после аннексии Крыма: "Я столкнулась со страной, готовой не к какому-то замороженному конфликту, не к войне чужими руками, а к настоящей, тотальной войне с Западом... Да, такой настрой был спровоцирован информационной операцией, которую Кремль непрерывно ведет на протяжении года. Но я быстро поняла, что большинство разделяет пессимистическое мнение своего правительства насчет Запада с его "ложными идеями" демократии и свободы".
"Режим зациклен на идее воссоздания империи, поэтому крупный конфликт действительно представляется вполне возможным. Российские самолеты и подводные лодки играют в военные игры у берегов Европы. Но, если самолет пересечет границу воздушного пространства стран Балтии, НАТО может ответить конвенциональным оружием, а это, в свою очередь, может спровоцировать превентивный ядерный удар со стороны России", - описывает автор возможный сценарий.
"Как же мы скатились к этой абсурдной и опасной ситуации? - задается вопросом Ричардс. - В конце холодной войны россияне представляли, что станут частью расширенной Европы. Вместо этого наш триумфализм и наше невежество дали пищу давним страхам России - о том, что ее изолируют и превратят в жертву".
"На Западе широко распространено мнение, что вина лежит на Путине и его клептократическом режиме, - говорится в статье. - По этим представлениям, режим пошел в атаку после обвала цен на нефть. Обрушившись на внешнего врага и запустив блестящую пропагандистскую кампанию, он отвлек внимание от того обстоятельства, что сам не диверсифицировал экономику. Такую версию событий не назовешь ложной, но слишком уж легко она позволяет Западу соскочить с крючка".
"Когда пришел конец советскому режиму, на Западе в моду вошло мышление в духе рыночной свободы. Люди, занимавшие посты во власти, действительно поверили, что человечество переживет "конец истории", что в однополярном мире внешняя политика будет состоять исключительно в борьбе за рынки. В Америке и Великобритании была сокращена государственная поддержка исследований о странах бывшего советского блока. Посольства сосредоточились на освоении коммерческих возможностей. Пресса, которая тоже переживала экономический кризис, урезала штат иностранных корреспондентов. Запад попросту перестал серьезно и глубоко размышлять о России и ее соседях", - сетует автор.
"Но вот в том, что касается обороны, мы не вели себя так, как будто переживаем конец истории, - полагает Ричардс. - Вместо того чтобы распустить НАТО, объединение, созданное для обороны в период холодной войны, мы превратили его в альянс, который может восприниматься только как антироссийский. Мы расширяли его все дальше на восток, все ближе к российским границам. Россия в ответ на это вторжение в свою сферу интересов проявила агрессию - сначала в Грузии, затем в Крыму и на Украине".
"В свете событий на украинской границе (так в оригинале. - Прим. ред.) решение западных лидеров бойкотировать парад в честь 70-летия Победы, возможно, выглядело разумным, - продолжает автор. - Однако оно свидетельствует о непонимании того, насколько близко к сердцу россияне до сих пор воспринимают идею фашизма... Россияне спрашивают меня, как же могут в Литве разрешать проведение маршей, прославляющих коллаборационистов, которые убили 200 тыс. евреев. Как, вопрошают они, может Запад принимать в ЕС и НАТО "этнократические" государства вроде Эстонии и Латвии, которые проводят политику радикальной дискриминации своих российских подданных?"
"Несмотря на кризис, - отмечает Ричардс, - поддержка президента Путина переросла во что-то граничащее с идолопоклонством... Продление западных санкций лишь подстегнет его популярность. Потому что Путин - это лишь симптом нынешнего кризиса".
"На субботнем параде российский министр обороны Сергей Шойгу, проезжая под Спасской башней Кремля, перекрестился... Шойгу буддист, но это к делу не относится, - замечает журналистка. - Стоя во главе своих войск, военный министр возродил древнюю традицию: российские генералы делали так перед вступлением в бой".
В заключение Ричард советует: "Нам нужно вновь отнестись к России серьезно, вновь включить ее в нашу культуру, а не вытеснять. Карл Маркс предупреждал, что история повторяется дважды - сначала как трагедия, затем как фарс. Но в нынешнем затруднительном положении ничего смешного нет. Пока не поздно, нам следует вспомнить урок Первой мировой войны и отнестись к нему с исключительным вниманием".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях