Статьи по дате

Neue Zürcher Zeitung | 14 ноября 2000 г.

Из Москвы в Цолликон

Филипп Ингольд

В бывшем Советском Союзе Иван Ильин (1883-1954гг.), в 1922г. по политическим соображениям высланный в Германию, считался одним из самых опасных идеологических противников коммунистического режима. Сегодня он - один из самых публикуемых в России философов 20 столетия. Его труды печатаются отдельными книгами, издано также двенадцатитомное собрание сочинений, к которому недавно добавилось еще два тома писем, дневников и документов.

Ученик известного философа и либерального политика Павла Новгородцева, Ильин сделал блестящую академическую карьеру в Московском университете. В 1908 г. он уже был приват-доцентом, а монография ?Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека? принесла ему в 1918 г. звание профессора. Однако радикальный противник нового советского государства уже скоро был вынужден оставить свое место на кафедре. Ильина неоднократно арестовывали и, наконец, приговорили к смерти, однако приговор не был приведен в исполнение - философа просто выслали из Советской России. В 1923 г. Ильин стал профессором философии Русского научного института в Берлине и одновременно издателем журнала ?Русский колокол?. Им были опубликованы многочисленные научные труды, среди которых знаменитые тезисы ?О сопротивлении злу насилием?. В 1934 г., когда философ отказался сотрудничать с нацистами, он лишился своей должности и права заниматься преподавательской деятельностью, а его произведения перестали издаваться в Германии. Ильин потерял не только возможность оказывать влияние на формирование общественного мнения, но и лишился средств к существованию. Находившийся под постоянным наблюдением гестапо Ильин снова был вынужден эмигрировать.

В конце 1937 г. Иван Ильин с женой, собрав чемоданы и свои работы, отправился в Швейцарию. В Цюрихе ему пришлось столкнуться с бесконечными административными и полицейскими препятствиями, ему несколько раз отказывали в выдачи вида на жительства. Философ по профессии Ильин не мог доказать свою ?незаменимость? и внести требуемую сумму залога в размере 4000 франков. Только после того, как двое швейцарских друзей Ильина (доктор Ханс Трюб и пастор Рудольф Гроб) дали свое личное поручительство, а композитор Сергей Рахманинов внес необходимую сумму, кантональная полиция Цюриха выдала философу вид на жительство и разрешение на занятие трудовой деятельностью. Весной 1938-39 гг. семья Ильиных перебралась в маленькую квартиру на Альтен Ландштрассе в Цолликоне, где философ, неустанно работая, прожил до самой смерти, оставаясь непризнанным в Швейцарии и изолированным от Родины.

В Швейцарии Ильин провел 16 лет. Здоровье его было подорвано, участились приступы мигрени. Обстановка всеобщего культурного упадка привела его в состояние замешательства и депрессии. Свой скромный доход Ильин получал почти исключительно, читая лекции для прихожан евангелистской церкви и учащихся вечерней школы в Цюрихе. Одновременно он активно продолжал писать научные труды. Для русскоязычной религиозной и политической диаспоры им было написано огромное число статей, собранные в два тома под названием ?Наши задачи?. На немецком языке Ильин опубликовал многочисленные философские работы, впрочем, не встретившие большого резонанса среди научной общественности (?Вечные основы жизни?, 1943, ?Философия Гегеля?, 1946, ?Сущность и своеобразие русской культуры", 1942). В Цолликоне после тридцатилетней работы Ильин завершил свое главное произведение ?Аксиомы религиозного опыта?, опубликованные на русском языке в 1953 г.

Иван Ильин никогда не оставлял веры в возрождение России. Ильин понимал, что его воззвания большей частью обращены в никуда, однако не только не прекращал, но и постоянно активизировал свою пропагандистскую деятельность. ?Чем мрачнее затмение, тем нужнее свет моего маленького светоча?, - написал он в письме к Б.А.Никольскому. ?Будет прекрасно, если меня прочтут хотя бы пятеро... Однако их будет много больше? Минимум сознания может победить максимум затмения? Искра сохраняется всегда, и из нее может возгореться пламя?.

Что касается ?пламени?, то надежды Ильина исполнились самым впечатляющим образом. ?Аскетичный? и ?мрачный? философ стал передовым мыслителем реакционных российских монархистов. В сегодняшней России, которая имеет ясно сформулированную демократическую Конституцию, реакционные политики и идеологи ссылаются на его ?Проект основного закона России? (1939г.), стремясь положить в основу посткоммунистической конституции России идеи ортодоксальности и монархии.

Известно, что новый президент России Владимир Путин собирается провести глубокую конституционную реформу, которая должна будет способствовать усилению централизации власти и укреплению вертикали государственной власти. У Ивана Ильина Путин может найти не только политические аргументы для обоснования своих планов, но и готовый разработанный ?проект?. Путин, естественно, не думает о восстановлении монархии, однако его концепция сильной центральной и президентской власти в целом соответствует требованию Ильина о едином и неделимом российском государственном устройстве, строгая иерархия которого больше соответствует потребностям ?русской души?, чем демократическая конституция.

Можно представить себе, в какой духовной изоляции должен был чувствовать себя русский эмигрант с его авторитарным мышлением в федералистской Швейцарии. Возможно, придуманную самим Ильиным надгробную надпись, которую до сих пор можно видеть на могиле философа на кладбище в Цолликоне, можно считать ироничным комментарием к его жизни: ?Все было прочувствовано. Многое выстрадано. И очень мало понято?.

Источник: Neue Zürcher Zeitung


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru